Солнцестояние. 2019. США
Режиссёр: Ари Астер
После того как Ари Астер дебютировал в прошлом году фильмом «Реинкарнация» стало ясно — на кинематографическом небосводе зажглась новая звезда. Тем не менее, один фильм может быть и просто удачей. Поэтому второй фильм снять еще сложнее — уровень был заявлен очень высокий. Как по задумке, так и по воплощению. Но в данном случае результат не разочаровывает.
Новый фильм «Солнцестояние» можно лишь условно назвать фильмом ужасов. Это одновременно и хоррор и совсем не хоррор. А скорее всего просто очень мощный эмоционально и психологический фильм, использующий некоторые элементы хоррора — тяжёлую атмосферу, нагнетающееся психологическое давление и натуралистическую жестокость.
Либо это действительно хоррор, но значительно расширяющий границы жанра — совершенно не использующий стандартные и давно набившие оскомину привычные приёмы жанра. Здесь никто ни от кого не убегает, никто ни за кем не гонится. Да и вообще по большому счёту здесь нет ярко выраженных злодеев...
Поэтому определить жанровую принадлежность фильма достаточно сложно. Можно сказать определённо — фильм балансирует на грани между авторским арт-хаусом и жанровым кинематографом.
Завязка фильма такова — у главной героины достаточно непростая семья — родная сестра с пошатнувшейся психикой. Её молодой человек ведёт себя достаточно нерешительно. То ли хочет поддержать, то ли бросить. К тому же его приятели собираются летом поехать в Швецию к одному из них в гости. И большая часть действия будет происходить уже в Швеции — в одной общине неоязычников, готовящихся к празднованию Солнцестояния.
Так что фильм уже начинается с весьма тяжёлой психологической ситуации. Драма практически с первых кадров.
То же что ждёт героев в шведской общине — без спойлеров сложно описать. Так что ограничимся общими фразами. В течении девяти дней в общине проводятся различные ритуалы с целью умилостивления Природы и Солнца... Очищения и изгнания тьмы из сердец. И надо сказать, это достаточно сильное очищение, особенно для неподготовленных...
Фильм снят чрезвычайно оригинально — здесь стоит отметить работу оператора Павла Погоржельского — он работал еще над «Реинкарнацией». Движения его камеры неспешны, а зачастую камера и вовсе статична, но ракурсы, которые он выбирает, показывают происходящее очень свежо и интересно.
А музыкальный ряд картины добавляет эффекта — музыка усиливает психологическое давление.
В целом же фильм, хотя и не изобилует большим числом ужасов, оставляет очень сильное воздействие именно за счёт реалистичности происходящего и правдивой подачи.
Вообще же «Солцестояние» стал неким современным подобием «Жертвоприношения» Андрея Тарковского — здесь очень много смысловых и образных аллюзий. Тем более, что сам Ари Астер и не скрывает своей любви к великому режиссёру... Кстати сам Ари Астер родился в 1986 году, то есть в год выхода «Жертвоприношения».
PS: В отличии от «Реинкарнации» во время «Солнцестояния» никто из зала не ушёл до конца сеанса. То ли наша публика сильно эволюционировала за этот год, то ли просто на фильм пришли в основном уже специально подготовленные...
Читайте также про первый фильм Ари Астера — «Реинкарнация».