Слово о простом


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Слово о простом демон-Страторе Санкт-Петербургском
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Слово о простом демон-Страторе Санкт-Петербургском

Статья написана 8 июля 2019 г. 11:31

ДемоНтиваторы, Павел К. Диброва, электронное издание, самиздат, 2016

Отсутствует в базе Лаборатории Фантастики

Вот нравятся мне большие и сильные мужики. Не те без малого полуторацентнерные ветераны профессионального спорта, что утробным рёвом и тяжким грохотом тщетно призывают собрата в оздоровительных клубах фитнес-центров, невольно пугая вставшую сурикатами протеиномлекопитающую мелочь. Им тоже несладко, но речь не о них. Ещё со школьных времён мне удивительно симпатичен толстовский Пьер Безухов. Почему? Уж очень нелегко в цивилизованном урбанистическом обществе приходится от природы большому и здоровому, но интеллигентному человеку. Чем же так тяжела и отлична от всех его жизнь? Постоянным самоконтролем и выматывающим сдерживанием всех направленных вовне порывов души, непрошено отягощённой столь крупным телом. Чуть только позволит себе такой расслабиться – и вот уже поплыли по реке медведи с привязанными к их спине квартальными, и завизжали-побежали, чудом уворачиваясь от брошенной в них неподъёмной мраморной плиты, общественно признанные полигамные умницы-красавицы… И никто даже и не заподозрит, что «ему летать, ему летать, ему летать охота…» А ведь охота!

«ДемоНтиваторы» написаны ни шатко ни валко, но искренне и простодушно. Форма чуть отредактированного «автоматического письма» полностью соответствует бредово-сновидческому содержанию, композиционно выделенному сном в начале и конце книги. История проста до примитивности: молодой мужчина явно офисно-компьютерной сферы деятельности, жизнь которого пошла под откос после болезненного расставания с любимой, решился продать душу демону, но вместо этого открыл на пару с ним общий бизнес по честному отъёму денег у обеспеченных и одиноких деловых женщин. Ситуация случайного столкновения и взаимного узнавания представителей разных миров и одинаковых классов, как в рассказе «Демоны» Роберта Шекли, используется здесь лишь в качестве классической рамки для картины сюрреализма и придаёт «потоку сознания» некое подобие определённости, слегка ограничивая его. Но не стоит верить этому невольному (?) обману – ничего чётко оформленного, цельного и завершённого в тексте нет.

Повествование ведётся от лица персонажа, сроднившегося с голосом автора настолько, что ему не требуется имя, причём подаётся так непринуждённо, что это не вдруг заметишь. Остальные действующие лица – условные типажи, олицетворение частных и в то же время вечных образов. Основные – Друг, Подруга и Подруга Друга, они же по совместительству Надёжность, Соблазн и Законность (которая часто дура). Главный герой даже всерьёз задумывается о возможности определения их в качестве частей своей собственной личности, получивших самостоятельность внутри его бредовых видений. Есть ещё Клерк как из «Небесного суда» Алёны Званцовой, Папочка-Военный, Гаишник, Прилипала-Продавец, Дед и даже Контролёр-на-транспорте (привет «Матрице»). Перечислять всех не требуется, но их не так уж и много. Само произведение можно условно определить как городское юмористическое фэнтези, но оно не обладает ценностью в этой поверхностной жанровой классификации. В нём нет активного несущего потоком действия, все «приключения» знакомы до чёрта, а юмор подменяется масками на узнаваемых лицах и общим абсурдом. Более того, автор хорошо знаком с представителями этого – и многих других – жанров и с удивительной грацией бегущего по дну водоёма бегемота посмеивается над ними, специально не оправдывая возникающих по подобию читательских ожиданий.

Павел К. Диброва – не профессиональный писатель, и его книга берёт не лоском и не качеством сборки изделия. Увы, но даже «блохи» ляпов и несовпадений по его собственному произведению выловлены не все, хотя сидят сверху. Чем же тогда? Ощущением глубоко личного проникновенного монолога поздней ночью от впервые увиденного, но будто давно и хорошо знакомого друга. Поезд, вокзал, любая другая случайная встреча – и отсутствие лимита времени или длительное общее движение по пути. Это выглядит признанием-без-черновика, «исповедью в каракулях», образы которой одновременно скрывают реальные лица, приоткрывают действительные события жизни рассказчика и служат символами в кодировке на проверку «свой-чужой». Слушатель абсолютно не уверен, что не провалил эти «пароли», но его не гонят, и он наслаждается пусть не смыслом, но самим процессом. Ты читал Бернара Вебера и Библию? Что ещё? До сих пор поигрываем в компьютерные игрушки, а? — Смущённо улыбается. — Но ведь так приятно почувствовать себя Богом! Э-э-э-х, тоже, гляжу, одышка… Лишний вес! Выпьем? Ты закуси, закуси, на вот мюсли из пакета. А с бабами у тебя как – тоже ушла? Наливай винца! Эх, была у меня сука одна, собака моя хорошая, верная, да померла давно…

Изумителен по своей интенсивности и чистоте неожиданный эмоционально-энергетический выплеск, пробивший насквозь столпом света из сплошной облачности невнятицу подавленных или нереализованных взрослых желаний и полузабытых школьных мечтаний. Текст в тексте, сюжет в сюжете, кусок солнечного янтаря в рыбе. Зачем, для чего, ведь «ДемоНтиваторы» – произведение совсем не того уровня, размера и свойства? Посреди условно юмористических и мелкокриминальных проказ персонажей из компьютерных игр и жёлтой прессы вдруг появляется жёстко обособленная от всего остального и живущая по своим законам локация с зимней тайгой, избой и диким дедом. Бегство-спасение жителя российского мегаполиса в незнакомый ему и оттого идеализированный мир простого деревенского быта и суровых героев Джека Лондона? Конечно тоже, но куда ближе по смыслу и посылу этот импульс к сказу Владимира Галкина «Седой медведь», хотя здесь реальная белка из городского парка выписана куда живее почти сказочного волка и вообще непредставимого лося. Лишь правильный человек может навестить состарившегося Никитку, навсегда оставшегося жрецом и отпрыском Бога-полного-метаморфоза в бездемонском — истинно человеческом — мире, и только действительно взрослая и взявшая на себя ответственность за других личность сможет найти в себе силы вернуться обратно, не обойти вкруг ели последний четвёртый раз…

Вот книга и подошла к концу. Что получил читатель? Да вроде бы и ничего, и в особенности — если рассчитывал на лёгкое юмористическое фэнтези. Будто провёл несколько часов в компании большого и сильного добряка со страдающей душой, которому до зареза был нужен внимательный слушатель, чтобы выговориться. Посидел чтобы кто-нибудь с ним, пышущим эмоциями и жаром, как печка, и хлопнул потом по плечу: «Не кисни!» Была ли у читателя возможность ассоциировать себя с главным героем этой повести? Нет, это словно был сам Павел К. Диброва. Я вовсе не собираюсь утверждать, что образ автора полностью совпадает с личностью реального человека. Возможно, настроение у него было такое, а может, это сознательная мистификация. Для чего понадобился подобный образ автора-как-персонажа, какую он преследует цель? Что хотел сказать сам Павел К. Диброва, демонстрируя то, что выглядит продуктом автописьма, психологической разгрузкой и приёмами освобождения от накопленных обид, внутренних узлов и зажимов? Для меня это остаётся загадкой.

И всё же – почему я дочитал этот «личный дневник» и захотел поделиться впечатлениями о нём, рекомендовать даже? Знаете, помимо желания брать существует потребность и отдавать что-то, и здесь она необъяснимым образом получает удовлетворение. Так и хочется сказать нарисованному Павлом К. Диброва образу: завязывайте с алкоголем и мюсли, уважаемый Пётр Кириллович, не заглядывайтесь на светских львиц и профессионалок «клубнички» из интернета с их тренированными искусственно апгрейденными телами, и поцелуйте, наконец, свою повзрослевшую девочку с чистыми и глубокими глазами, пока она не перегорела и не умерла! Счастья тебе, демон-Стратор, современный офисный мученик и пророк Санкт-Петербургский! Передавай привет Николаю Васильевичу Гоголю! Прости, если что не то сказал или не так понял! Будь здоров!





1083
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 июля 2019 г. 13:38

цитата

невольно пугая вставшую сурикатами протеиномлекопитающую мелочь


Какая прелесть. Но мне кажется маловато словесных виньеток. Нужно ещё хитросвисотвыдуманных мудроэпитетов для критикучитающей словесногипнотизируемой публики и для мощенакачивания текстоизлагающих мышц.

А то так и не ясно, стоит ли читать. По описанию, это что-то похожее на пост не сумевшего остановить логорею блоггера-повседневника. И пробовать такой продукт не тянет даже после таких рекомендаций.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 июля 2019 г. 14:17
Цефтриаксон
Ещё чуть больше кружев на шёлковом белье моего опуса — и у Вас случится инсульт во время оргазма при изнасиловании меня-как-автора-этого-текста. :beer:


цитата Цефтриаксон

А то так и не ясно, стоит ли читать. По описанию, это что-то похожее на пост не сумевшего остановить логорею блоггера-повседневника. И пробовать такой продукт не тянет даже после таких рекомендаций.


Срач разводить не хочу, и стиль Вашего общения мне не нравится, но да, все недочёты блогерского письма в «ДемоНтиваторах» есть. Начал потреблять их как развлекалово, но обманулся. Попытка Павла Диброва была замахнуться на много большее, но вес, увы, им не взят. Почему тогда рекомендую? Потому, что книгу сгубило не снулое графоманство, а недостаток мастерства, старания или даже таланта. Потому, что сама эта попытка на большее была. Потому, что сам не могу толком сказать, почему.
 


Ссылка на сообщение22 июля 2019 г. 11:58

цитата ХельгиИнгварссон

Срач разводить не хочу, и стиль Вашего общения мне не нравится

Срач не является моей целью. Иначе я не о кружевах на стиле писал бы. Впрочем не буду переубеждать и пытаться понравиться. Так как мне «стиль» рецензий ваших тоже не по нраву. Хотя не могу не отметить явную, если отстричь кружева и соскрести кремовые цветки, информационную чёткость и наличие смысла.

Насчёт продукта-повода — начал пробовать. И рад что сделал это после рекомендации, а не до. Смог избежать интоксикации внутренним миром автора. За что вам искреннее спасибо.

PS: инсульт во время изнасилования? хм. А попробуйте таким вот рубленным стилем написать рецензию, а? Я сейчас без сарказма. Вот правда лучше выходит.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2019 г. 20:08
Цефтриаксон
Я рад, что именно критика, а не срач является Вашей целью. Возможно, в будущем мы поладим, и я привыкну воспринимать Ваш «саркастический снобизм» правильно.

Замеченные Вами «информационная чёткость и наличие смысла» были мной запланированы. «Мощенакачивание текстоизлагающих мышц» действительно присутствует в моей мотивации, поскольку на службе я тупею, в том числе и от хронического недосыпа, и во время частых авиаперелётов тоже, и пытаюсь бороться с этим по мере сил. Призрак Альцгеймера пугает даже Стивена Кинга! О моём «индивидуальном стиле» говорить действительно рано, но я стремлюсь его выработать, причём сразу в нескольких вариантах: «рецензия» в виде заметки, эссе, фельетона и собственно рецензии. За лаконичностью прошу ходить в рецензии-заметки, к примеру, в последнюю мою статью на «Девятую жизнь нечисти» Алексея Атеева: https://fantlab.ru/blogar...

В рецензиях-эссе, к которым относится и статья на «ДемоНтиваторов», я действительно широко использую образность и даже позволяю себе экспериментировать со «словотворчеством». Но использую это не для украшения, а для визуализации статей, т.е. для увеличения смысловой ёмкости текста с помощью представляемых визуально образов и раскручивающихся от каждого из них цепочек смыслов. «Обстригать кружева с белья» в данном моём случае не стоит, поскольку это не кружева, а яйца.

Проблему использования личных образов я вижу в том, что они работают не так чётко и однозначно, как простые и общеупотребительные определения, и не являются общепонятными, как культурные символы. Для наиболее верного восприятия смыслов, передаваемых моими образами, реципиент должен иметь сходные личный опыт, знания, чувство юмора и «душевную организацию». Я осознаю, что мои образы могут порождать ассоциации и смыслы, совершенно не заложенные мною.

На это, естественно, накладывается моя способность или неспособность достаточно полно и ярко выразить свои образы посредством текста, и здесь возникает следующая проблема. Я либо накидываю длиннейшие описательные конструкции из множества общеупотребительных слов, даже сталкиваю вместе неполные синонимы для взаимодополнения или контраста, либо составляю гораздо более краткие конструкции из тут же сочинённых мною составных словесных новообразований. Одно может быть скучно, другое – непонятно.

Наконец, возникают сложности при переносе моих сугубо личных образов в план общего. Я вполне могу затронуть понятийный план какой-либо близкой мне «группы по интересам», но сделать свои образы читаемыми для большинства у меня получается редко.

***
Пример 1.

«Не те без малого полуторацентнерные ветераны профессионального спорта, что утробным рёвом и тяжким грохотом тщетно призывают собрата в оздоровительных клубах фитнес-центров, невольно пугая вставшую сурикатами протеиномлекопитающую мелочь».

Вы посчитали это «словесными виньетками», тогда как на деле это можно развернуть в целый рассказ. Представьте, каким первобытным чешуйчатым монстром выглядит в современном хромированном и зеркальном фитнес-центре 40-55-летний тяжелоатлет или пауэрлифтер, начинавший ещё в подвальных «качалках» и до сих пор ничего себе не сорвавший. Теперь взгляните на реакцию типичного контингента этих клубов во время выполнения сим «приветом из прошлого» стандартных для него упражнений и с весом «просто для поддержки здоровья» в его понимании. Всегда можно заметить вставшую столбиками, как сурикаты, группу молодёжи, и каждый раз кто-нибудь испуганно оглядывается на его поставленный натужный выдох. Пусть каждый сейчас знает, что надо есть спортивное питание до, после и во время тренировки, а ещё пить воду и делать заминку с растяжкой – но почему-то большинство не растёт, а худеет на этих выделенных специалистами из молока протеинах. Мелочь млекопитающая, отнюдь не вымирающие динозавры. Да и мода прошла…

***
Пример 2.

«Америка восьмидесятых годов двадцатого столетия, настоящий Золотой век для мужской половины человечества. В то далёкое, непредставимое ныне время женщины ещё не стеснялись носить большую попу под тонкой талией, выравнивать силуэт поясами и подплечниками и регулярно посещать мистерии Джейн Фонды. В те воистину мифические времена их грудь вольготно располагалась гораздо ниже привычного нам уровня, отчего манящие долы декольте были куда как милее взору и гораздо более щедрыми, ключицы, плечи и лопатки ещё покрывала упругая плоть, а шея была подобна живой мраморной колонне и алтарю для поцелуев. Наконец, волшебная «Силиконовая долина» уже была успешно ими освоена, а извечное проклятие мужчин, лукавый Wonderbra, ещё не выполз на свет из преисподней, где ему надлежало находиться до самой гибели мира…» // https://fantlab.ru/blogar...

Признаюсь, в тот раз я просто удалил ваш комментарий, не желая общаться. Теперь отвечу. Моя статья на «Детективное агентство «Лунный свет»» также относится к «рецензиям-эссе» со всеми вытекающими.

Так «смутивший» Вас фрагмент – «в те воистину мифические времена их грудь вольготно располагалась гораздо ниже привычного нам уровня» – не висит сам по себе и до пупа, он является частью текста и понимание его следует искать в контексте. Помимо лёгких реминисценций на «Илиаду» и «Песню Песней», даже этот абзац содержит немало информации об Америке 1980-х: одежда, бельё, аэробика, импланты груди, стандарты красоты… Такой странной образностью я выразил своё личное восхищение Сибилл Шепард и своё личное же негодование на современные лифчики, не просто обманывающие ожидания по поводу размера груди, но и меняющие её местоположение и угол наклона, а также «вектор направления» сосков на, мягко говоря, неестественные и смешные. В меру своих сил я перевёл личную образность и личное отношение в общий и, надеюсь, доступный большинству (хотя бы мужчин) план.
 


Ссылка на сообщение31 июля 2019 г. 17:02
Чьорт. С работы не смогу достойно ответить. Попробую из дома.


⇑ Наверх