Г Л Олди Развод


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Г. Л. Олди» > Г. Л. Олди, "Развод по-фантастически": журнал "Мир фантастики"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Г. Л. Олди, «Развод по-фантастически»: журнал «Мир фантастики»

Статья написана 27 мая 2019 г. 06:58

В июньском номере журнала «Мир фантастики» выходит новая статья Г. Л. Олди «Развод по-фантастически».

Цитата: «Художественная литература – это жизненный опыт писателя, преломленный через призму его личности и выраженный в художественных образах.

Такому определению нас учили еще в институте. Казалось бы, тут легко возразить: «А если писатель-фантаст пишет о космосе? Межзвездных империях? Открытиях, которые никто никогда не совершал? Об эльфах и драконах, которых не существует? Какой здесь может быть жизненный опыт?!»

Как ни странно, здесь тоже в основе лежит жизненный опыт. Можно писать романы о путешествиях, не выходя из дома, как это делал Жюль Верн. Опыт не обязательно должен быть непосредственным; если ты пишешь о сталеварах, будь добр поработай в цеху полгода, если пишешь о физиках-ядерщиках, потрудись в институте или залезь в горячую зону реактора. Айзек Азимов пишет цикл «Я, робот», и мы говорим: «Он же никогда не сталкивался с роботами – человекоподобными, с позитронными мозгами!» Но жизненный опыт Азимова включает психологию, социологию, химию, а также разнообразные мотивации человеческих отношений. Робот в данном случае – не опыт, а художественный образ, в который оформился жизненный опыт Айзека Азимова. Читатель все время путает опыт с системой образов. Если мы пишем о живых мечах, то это не значит, что мы знакомы с живыми мечами. В них воплотилась часть нашего жизненного опыта.

Кроме жизненного опыта, у писателя нет вообще ничего.»





368
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 09:16
Теперь хотелось бы расшифровку понятия «жизненный опыт». Что именно в него вкладывают Генри Лайон Олди?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 09:21
Весь опыт, который мы накапливаем в течение жизни. Физический, интеллектуальный, духовный. А что, есть другие варианты?
 


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 09:31
«Жизнь моя черновик,
На котором все буквы —
Созвездья.
Сочтены наперед
Все ненастные дни.
Жизнь моя — черновик.
Все удачи мои, невезенья
Остаются на нем,
Как надорванный
Выстрелом крик.»

Ника Турбина, 8 лет

С 4-ёх лет просила бабушку и маму записывать её стихи. Откуда бралась её поэзия? Соизмеримо её творчество с жизненным опытом?

цитата Г. Л. Олди

... Кроме жизненного опыта, у писателя нет вообще ничего.»

Или всё же что-то ещё есть?
 


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 09:52
Разумеется, это стихотворение соизмеримо с жизненным опытом Ники. В нем, как в зеркале, отражается та поэзия, которую она читала на тот день. В нем видно ее взросление в семье матери-художницы и деда-писателя. Вплоть до системы образов и метафор. Остальное -- призма личности и художественные образы.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 10:18
Но по словам самой Ники, стихи ей диктовала какая-то высшая сила... Бог, если угодно. А вот когда она получила настоящий жизненный опыт -- любовь, дружба, предательство, утрата популярности, болезни и т.п. она не смогла с этим справиться, перестала писать, злоупотребляла алкоголем... трагически погибла при загадочных обстоятельствах.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 10:25
Извините, Бога и талант мы не обсуждаем и не анализируем. За неимением подходящей линейки.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 10:40
Я писал лишь о том, что как только у Ники появился жизненный опыт её творчество закончилось.

Ни Бога, ни талант Ники я не обсуждал и не анализировал. Я не религиозный фанатик, который стремится везде найти Бога... мне просто интересно узнать откуда берётся «зрелое» творчество в ребёнке. В ребёнке, который только начал жить, но уже способен так тонко чувствовать жизнь, своё окружение и даже, кажется, во многом больше тебя понимает жизни смысл... о Боги... при этом сидит в песочнице со своими игрушками и время от времени просит бабушку записать стихи. Ника это ведь не единичный случай. Да, это исключение из правил. Но очень интересное исключение!
 


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 10:47
Вы правы, встречаются уникальные исключения. Но мы в данном случае работаем с обобщениями, их и рассматриваем. Кстати, у этой статьи есть такое вступление:
«Сегодня мы будем работать с обобщениями. При этом сразу возникает проблема: нет обобщений, которые бы охватывали сто процентов рассматриваемого материала. Как только пытаешься что-то обобщить, как приходят к тебе энтузиасты, вскормленные интернетом, и говорят: «Нет, десять процентов сюда не вошло, а значит, обобщение неверно».
Обобщение-то верно. Просто из него есть исключения, не отменяющие общей тенденции. А мы хотим говорить о тенденциях. Если не пытаться выстроить обобщающие векторы, невозможно понять сквозное действие процесса. Понятие сквозного действия ввел в театральный обиход Станиславский. Сквозное действие – это шампур, на который нанизываются все действия и поступки актера, все события, происходящие с ним, все его задачи и мотивации. Всё развитие роли, внешнее и внутреннее, нанизывается на сквозное действие и выходит острием на сверхзадачу. Понятно, что вне этого «шампура» остается какой-то процент действий и поступков. Но актер должен понимать сквозное действие роли, а режиссер – спектакля. Иначе мы выезжаем из пункта А, не зная, что едем в пункт Б.»
 


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 11:15
Я не пытался оспорить обобщение, с которым полностью согласен. Мне, как «энтузиасту» вскормленному творчеством Олди, всегда было интересно продолжение прочитанного. 8:-0

Спасибо за интересную беседу. :-)
 


Ссылка на сообщение27 мая 2019 г. 11:21
И вам спасибо. Беседа и впрямь вышла интересной.


⇑ Наверх