За 10 лет много поменялось в мире, а уж в музыке тем более. От «Rammstein» не было ничего слышно, и в конечном итоге закрадывались крамольные мысли о том, что, может, уже и не надо – ну что они могут сказать? А если и скажут, если и выпустят песни, то они наверняка будут устаревшими, повторением того, что принесло им любовь и славу давным-давно…
Нет.
Ошибкой так было думать, и каждый трек их нового альбома подтвердил это.
И началось все с «Duetschland», величественной, масштабной, прекрасной. А уж клип на эту песню и вовсе взорвал Интернет. Сочетание классического для «Rammstein» стиля в музыке с некоторыми новыми веяниями в индастриале дали потрясающий результат. А уж текст, дерзко, неполиткорректно, жестко рассказывающий историю Германии, не скрывая темные ее времена, но противопоставляя им светлые стороны, тем самым порождая шквал критики, восторгов и дискуссий.
И как начало альбома «Duetschland»- лучшее, что вообще случалось в музыке за последнее время.
«Radio»
Второй трек, не такой пафосный, более драйвовый, приправленный полновесной электроникой. «Ретрофутуризм» — слово, как нельзя лучше подходит для описания этой композиции. Тяжелый, конечно, с задорными гитарными рифами.
Тема для текста вновь взята из истории. На этот раз – о запретах и попытках их обойти, об обществе, отрезанном от мира, который кажется таким привлекательным. И скорее всего, как раз таки из-за запретов.
«Zeig Dich»
Вступление католическим хором удивляет, заставляет прислушаться внимательнее – что же дальше? Размышления на тему религии, болезненные для кого-то, поскольку прямо рассказывают о том, как любые идеи и начинания, как самый уверенный прогресс могут в одночасье потесниться (в лучшем случае) под силой невежества и откровенного мракобесия, и как это будет яростно оправдываться. Доказываться, что так и надо, так правильно, так и должно.
Жесткие гитары, четкий ритм ударных, чередующиеся хоровыми партиями, отлично дополняют созданную атмосферу надвигающейся безысходности, от будущего, которое не будет светлым.
Ausländer
Изначально это трек кажется каким-то модным. Прямо Евровидение какое-то. Из иной реальности, конечно, нормальной. Трек весь из себя позитивный, заводной, танцевальный даже, несмотря на приличные такие гитарные запилы и тяжелую «припевную часть». Вокал без напряга, на разные языки – французского немного, русского, итальянского. А сам текст рассказывает нам о различных скоротечных межнациональных контактах определенного рода. И о последствиях, тоже различных.
Приятный трек, короче говоря. Не зря у него высокий рейтинг в различных чартах.
«Sex»
Уже и так ясно, что за трек. Он бодрый, задорный и ритмичный, все как надо. Добавилось больше нетрадиционных для «Rammstein» электронных вставок и всяких штук, искажающих голос. Немного, в самый раз.
И по тексту также понятно, о чем там. Разве что, отсутствуют описания всяких извращений и чрезмерностей, нет даже намеков. Только подробный рассказ, какое это замечательное и интересное времяпрепровождение, и рекомендация заниматься этим, пока есть возможность.
«Puppe»
Лучшая композиция в альбоме. Самая неожиданная и мощная. Самая ужасающая своим рассказом грубыми, минималистичными мазками – от лица маленького брата проститутки, работающей рядом, за стенкой. Самая яркая из-за вокала Тилля Линдеманна. Поначалу привычного, а во второй половине – надрывного, на пределе голосовых связок, буравящего слух и мозг, проталкивающего в сознание чувства обреченности, эмоционального выгорания, отчаяния, одиночества, ненужности.
«Was Ich Liebe»
После «Puppe» все покажется крайне позитивным, однако и сам про себе трек получился спокойным благодаря мелодичному электронному началу и многочисленным высоконотным вставкам после. При этом никуда не делись гитары, и припев по-прежнему тяжел по-раммштайновски. Что до текста, то тут не все так радужно. Не в смысле качества, а в смысле темы, конечно. Меланхоличные рассуждения о любви и неизбежной ее потери. О том, как лучше обходиться безо всего этого, чтобы потом не страдать и не причинять другим боль.
«Diamant»
Этот трек напомнил «Ein Lied». Музыка легкая, исполненная в позитивном ключе, с надеждой на благополучный исход, пусть и с драматическими оттенками в виде сомнений. «Diamant» при этом более лиричный и проникновенный, более личный. Классические струнные инструменты на фоне подчеркивают красиво воспроизведенное состояние душевных терзаний, и заодно напоминают, что не одними страшными провокациями «Rammstein» едины.
«Weit Weg»
Основательная композиция средней скорости, словно писалась для дальней поездки. В целом, ее можно было назвать проходной, не самой приметной среди прочих треков, однако делать этого не следует – в данном случае. Все дело, опять же, в тексте, повествующем о вожделении женщины в куртуазной, скажем так, манере. Получилось романтично и приятно на слух, в тот момент, когда ему требуется отдых.
Да и сама музыка хороша в итоге — электроника и гитары тут равноценны, дополняют друг друга, и создают глубокую, сбалансированную музыку.
«Tattoo»
Сразу же – узнаваемое звучание, ритмичное, жесткое, маршевое. Синтезатор на фоне порою дает о себе знать, пока мы слушаем о том, как люди идут на многое ради красоты, как терпят боль ради нее. Песня об этом, а также о целеустремленности – общее звучание настраивает именно на нее. На достижение цели, на преодоление преград, и на получение непременного вознаграждения в конце пути.
«Hallomann»
Последний трек начинается неторопливо, разгоняясь в процессе, вокал набирает силу. Подключается хор, гитары напоминают о себе то и дело, выдавая сложновыведенные соло…
А в финале – явная недосказанность, которая не кажется недостатком, наоборот, за короткое время «Hallomann» облекает слушателя некоей волшебной атмосферой, которой совсем не хочется лишаться. И как только композиция заканчивается, мы будто лишаемся чего-то.
И совсем иные чувства возникают, стоит только узнать перевод песни. Речь вновь о всякого рода непристойностях, да еще и подсудных в большинстве стран. Но как же так, ведь чудесная же атмосфера?.. Экая злая, провокационная выходка! И вместе с тем, какое восхитительное окончание альбома…
В общем, все ясно с этим.
«Rammstein» по-прежнему остаются коллективом, за творчеством которого интересно следить. Хочется следить. Не просто фоном поставить и выбирать под настроение, а именно вслушиваться в каждую композицию, узнавать перевод и пробовать осмыслить текст как можно лучше.
Они вернулись триумфально и встряхнули этот мир. Теперь можно считать 2019-й хорошим годом.