Махабхарата. Адипарва. Книга первая
Серия: Литературные памятники
М.: Наука, 1950 г. 737 страниц
"Махабхарата" — самая известная и одна из самых значимых книг Древней Индии. Теперь подробнее почти про каждое слово предыдущей фразы. Книгой "Махабхарату" назвать можно лишь весьма условно, так как она сама состоит из восемнадцати книг или "парв", к которым также прилегает девятнадцатая. Исключительно памятником Древней Индии её назвать тоже нельзя, так как она с лёгкостью проникла и в современность — как через массу пьес и постановок, так и через кино и сериалы. Но главное — она продолжает жить в сознании тысяч и даже миллионов людей благодаря своей живой и практичной философии.
По жанровой принадлежности "Махабхарату" можно назвать поэмой, так как она написана ритмическими шлоками, хотя и без рифмы. Можно назвать героическим и дидактическим эпосом, так как практически всем требованиям эпоса она отвечает.
Её авторство приписывается древнему мудрецу Кришне Двайпаяне Вьясе. По мнению современных учёных она была создана примерно две тысячи лет назад, а в дальнейшие столетия происходили различные редакции и вставки. По мнению же авторитетных ведических учителей "Махабхарата" была записана Вьясой около пяти тысяч лет назад прямо по горячим следам событий, которые она описывает.
Как говорит сама "Махабхарата", раньше существовала более краткая её версия, содержащая всего двадцать четыре тысячи шлок. Эта версия описывала только основную сюжетную линию — противостояние потомков двух братьев Кауравов — Панду и Дхритараштры. И несколько позже возник именно тот вариант, который мы знаем. Он уже состоит из более чем ста тысяч шлок, что примерно в восемь раз превосходит по объёму "Илиаду" и "Одиссею" вместе взятые. Помимо собственно основного сюжета в этой версии присутсвует множество вводных историй и философских отступлений, поясняющих и обогощающих основной текст.
Собственно, "Махабхарата" — это одновременно и лихо закрученный сюжет, и психологическая драма, и философский трактат, и сборник поучительных притч — здесь есть совершенно всё.
Когда Вьяса записал Веды, он понял, что простые люди их не поймут, и именно поэтому он потом записал "Махабхарату" именно в таком виде, чтобы каждый мог найти в ней что-то для себя.
Работа по переводу "Махабхараты" на русский язык началась еще в 1939 году — именно тогда советский санскритолог В. И. Кальянов взялся за этот великий труд, которому впоследствии посвятил всю свою жизнь. Им были заложены основные принципы перевода этого непростого текста. Эти принципы были после его смерти приняты и его последователями.
Первая книга "Адипарва" на русском вышла лишь в 1950 году — работа над ней протянулась на целых одиннадцать лет. И не удивительно. Ведь "Адипарва" — одна из крупнейших и сложнейших книг "Махабхараты". В ней даются практически все предыстории, впоследствии увязывающиеся в единый сюжет. Здесь же множество историй и притч, помогающих погрузиться в мир ведической мудрости.
Читайте также: