Клара Рив. Старый английский барон
Серия: Литературные памятники
М.: Наука, 2012 г. 268 страниц
Вышедший в 1764 году роман «Замок Отранто» наделал много шума в английской литературе. И вскоре этот шум материализовался в новый роман — «Поборник добродетели: Готическая повесть». Он выл выпущен анонимно, как и «Замок Отранто», впервые в 1777 году в провинциальном английском городе Колчестере. В Лондон было отправлено всего несколько экземпляров, но в итоге уже в следующем году роман был переиздан уже под настоящим именем автора и с новым названием. Так и пришёл к читателям «Старый английский барон».
Его автор — Клара Рив — на тот момент была известна в основном сборником стихов и переводом романа Джона Баркли...
Собственно «Старый английский барон» — прямой отголосок «Замка Отранто». Клара Рив этого даже не скрывала, уже в предисловии к книге она вступает в полемику с Горацием Уолполом. Надо сказать, что Клара Рив отличалась аналитическим умом, поэтому она достаточно чётко выразила свои мысли в этом предисловии — это стало её творческим манифестом, а, как выяснилось позже, также и манифестом более молодой писательницы Анны Радклиф, которая по своей славе превзойдёт Рив в разы, даже в десятки раз...
Не удивительно, что Клара Рив впоследствии напишет ряд трактатов: на литературную тему — «Развитие романа: в веках, странах и стилях», по воспитанию — «Планы воспитания, с замечаниями по поводу систем других авторов». Обе эти темы находят своё отражение уже в этом раннем манифесте её творчества.
Клара Рив очень высоко оценила «Замок Отранто», но критикует его за излишнюю фантастичность. По её мнению книга намного выиграла бы, будь она более реалистичной. И даже призраки, против которых Рив не имеет ровным счётом ничего против, должны вести себя более реалистично. Поэтому любые проявления гротеска Уолпола она воспринимает в штыки. Собственно из этого противопоставления и родился замысел «Старого английского барона». Клара Рив решила переписать историю заново — сохранить основную сюжетную фабулу, но наполнить её другим антуражем и содержанием.
По мнению Клары Рив любой роман может, во-первых, развлечь читателя, а во-вторых, научить его чему-то хорошему. Этому принципу Рив и старается следовать как автор.
И хотя даже сама Рив опасалась, что сохранив форму, можно утратить дух готической истории, она всё же рискнула. Сначала читала свой роман знакомым, а затем и опубликовала. И результат был положительным. Книгу заметили, приняли. И главное — тронулся поезд нового жанра «готического романа», который был создан Горацием Уолполом, но с тех пор так и оставался в единичном представительстве...