Вильям Шекспир. Полное собрание сочинений в четырнадцати томах. Том 3: Генрих VI. (Часть вторая). Генрих VI. (Часть третья). Ричард III
М.: Терра, 1993 г. 704 страницы
Вот и добрались мы до третьего заключительного сезона «Игры Престолов» Уильяма Шекспира. У нас на глазах скоро разыграется та самая Война Алой и Белой роз... Но сначала небольшой экскурс в историю!
Англия в конце 1580х годов находилась в весьма напряжённом состоянии. С одной стороны — давление католической церкви, пытающейся навязать старые порядки. С другой стороны — давление со стороны Испании. Последнее закончилось полным разгромом «Непобедимой Армады», которую послал к берегам Англии испанский король Филип II... Всё это стало хорошей почвой для всё большего возрастания национального самоосознания и патриотизма. И именно в эти годы Шекспир и начинает свою карьеру драматурга.
Трилогия «Генрих VI» по мнению большинства специалистов считается одним из первых драматургических произведений Шекспира. И разные части её датируются 1590, 1591 и 1592 годами. Но не соответсвенно. Здесь мнения историков разнятся. Есть мнение, что сначала была создана вторая часть, затем третья и уже потом первая. Есть также мнение, что они были написаны последовательно. Так или иначе, Шекспир, создавая свои пьесы, заранее держал в голове более глобальный замысел всего цикла.
Собственно, трилогия «Генрих VI» — это и есть первое эпическое фэнтези на средневековую тему. Здесь все признаки налицо. Множество персонажей, среди которых практически не выделяются главные — все они по своему выполняют свою роль в повествовании. Масштабные исторические события, рассказанные с одной стороны очень логично и реалистично, а с другой — со здоровой долей фантазии и творческой метафоричности.
Ведь сцена начала Войны Алой и Белой роз, в которой вожди враждующих королевских семейств — Ланкастер и Йорк — срывают соответственно алую и белую розы — стала хрестоматийной. Но придумал её именно Шекспир. В исторических хрониках никакого подтверждения этому нет. Но какова метафора! И насколько она правдоподобна! Такое чувствование истории возможно только у гения.
Другой удивительной чертой трилогии является большое внимание, уделяемое народу в историческом процессе. Здесь Шекспир предвосхищает Вальтера Скотта, который изображал историю стран именно через истории простых людей. У Шекспира еще нет такого сильного акцента на простых людях, но им явно уделяется значительная роль.
Для любителей проследить творческий путь автора здесь тоже масса интересного — ценители и знатоки Шекспира найдут здесь прообразы его более поздних героев — Макбета и его жены, Антония и Клеопатры...