Дети в космосе


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «тессилуч» > Дети в космосе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дети в космосе

Статья написана 18 марта 2019 г. 04:49

Ещё в 19 веке, когда появилась приключенческая литература для детей в книгах любопытные мальчишки забирались тайно на корабли, уходившие к далеким берегам. Например — "Морской волчонок" Майн Рида.

В 30-е годы, когда советская фантастика писалась в основном для детей юные пионеры участвовали в научных экспериментах (Я Ларри "Приключения Карика и Вали") или путешествовали у Гр. Адамова на подводной лодке или подземоходе.

В 50-х годах кое-кто пробирался в космические ракеты, как утверждали АБС в своем "Понедельнике", но я таких книг не читал.

В 60-х стало ясно, что детей в космос никто не возьмет, фантасты начали писать о детях родившихся на других планетах или космических кораблях. Только в повести-сказке В Губарева Волшебник берет подростков на Утреннюю Звезду, а у А Полещука в "Звездном человеке" юноша улетает в космос в ракете пришельца.

Родились на Марсе-АБС "Ночью на Марсе", на Луне-А Кларк "Колыбель на орбите", на астероиде- Г Гуревич "Пленники астероида" или звездолете: Свирин и Лященко "До Земли ещё далеко" и А Томилин "Возвращение".

У Анатолия Мошковского подростки угоняют звездолет, а у Кира Булычева в его иронических детских повестях Алиса Селезнева вообще хулиганит в космосе.

Кадр из мультфильма

В более серьезных произведения дети рождаются в людских колониях на других планетах ( К Булычев "Поселок") или на космических станциях (Е Брошкевич "Трое с десятой тысячи"). https://fantlab.ru/edition72071

Детей потерявших родителей воспитывают инопланетяне- АБС "Малыш" и др.

Сцена из спектакля

В наше время дети в лучшем случае оказываются "попаданцами"-про детский космос мало кто пишет. Разве что Сергей Лукьяненко в молодости романы писал.





345
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 06:56
Почти свежие: Горькавый «Астровитянка» 2008г;
Садов «Цена победы» 2002г; «Горе победителям» 2003г.
Оловянная «Маленький дьявол» 2005г
Это что сразу пришло на ум про детей-подростков в космосе
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 07:05
«Астровитянка» достаточно взрослая-я про нее знал


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 07:39
Добавлю: Мелентьев «Голубые люди Розовой земли».

Зайцем в космоплан проникла Галя Рыжко в «Аргонавтах вселенной» Владко. Хотя она уже не школьник, но недалеко ушла))) Может, Стругацкие имели в виду этот роман, когда писали об озирающихся пионерах, тайком прокрадывающихся в космические корабли?)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 08:35
Скорее всего. Я тоже смутно помнил, но думал, что это Бережной


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 10:49
Ну а как же Николай Носов «Незнайка на Луне»? Хотя, там, скорее, и не дети уже...))


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 12:06
Мошковский А. Пятеро в звездолете
https://fantlab.ru/edition56724
Велтистов Е. Миллион и один день каникул
https://fantlab.ru/edition56724
Бердник О. Марсианские зайцы
https://fantlab.ru/work270251
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 12:51
«Марсианских зайцев» скорее всего Стругацкие и высмеяли.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 13:15
Возможно. :-) Интересно, а что пишут людены по этому поводу в «академическом» издании, в комментариях?
 


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 14:40
Ой, вряд ли Стругацкие выискивали и читали Бердника на украинском... Русского перевода-то не было тогда.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 14:44
После «Путей титанов» могли и поинтересоваться.;-)


Ссылка на сообщение18 марта 2019 г. 12:17
И вот не помню: у Николаая Гомолки «За великую трассу» мальчика в космос взяли ли он «зайцем» проник. ???

Про «зайцев» из современного:
Шпаков В. Предьявите ваши документы
https://fantlab.ru/work435227
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 марта 2019 г. 07:58
Спасибо-Гомолко не читал.
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2019 г. 10:49
Вот еще из темы «зайцев» припомнилось:
https://fantlab.ru/work281231


Ссылка на сообщение4 апреля 2019 г. 10:20

цитата тессилуч

В 30-е годы, когда советская фантастика писалась в основном для детей юные пионеры участвовали в научных экспериментах (Я Ларри «Приключения Карика и Вали») или путешествовали у Гр. Адамова на подводной лодке или подземоходе.
Не совсем так. После гражданский войны, массового бегства интеллигенции за границу и сталинских репрессий возник огромный дефицит кадров. Особенно остро это ощущалось в науке. Некоторые «научные профессии» были столь экзотическими, что не вязались с престижем советского человека — защитника, разведчика-первооткрывателя, покорителя недр, ударника производства. Передовицы газет воспевали геологов, командиров, лётчиков, полярников. А между тем в стране были огромные площади лесов, тайги, гор, болот. Для их освоения требовались ботаники, почвоведы, энтомологи, зоологи, таксаторы, биохимики, лесопатологи, лесоводы. Почти все эти специальности ассоциировались с учёными-чудаками из замшелых романов прошлого типа кузена Бенедикта из «Пятнадцатилетнего капитана». Нужно было популяризировать узкую науку, создать новый образ советского человека-исследователя природы. С 30 по 50-ые Детгиз опубликовал весь доступный научпоп и даже часть научки для детей. Но требовались новые книги, а не приключения очередных древних чудаков. Вот под этим соусом и стала развиваться ниша «детской фантастики».
В стране было не так много фантастов, способных написать научпоп для детей. Возможно, блестяще справился бы Беляев, но он погиб в оккупации. Пришлось начинать с тем кто был, мог и хотел. Кого-то (как Яна Ларри ещё до войны) просили особо.
Вот почему позднее «консерваторы» от фантастики ближнего прицела считали «космос» вредной темой и предлагали быть ближе к «земле». Они просто отстаивали целевую популяризацию, а не пытались «из ограниченности» наступить на горло мечтам о покорении других планет.
Сам мотив «детей-путешественников» сохранялся очень долго — до 80-ых годов. Последний мощный импульс, по-видимому, этой теме придал Крапивин. Во всяком случае, в 90-ых было достаточно повестей на стыке «пролетарской сказки» (про установление социальной справедливости где-либо — в космосе, микромире, отдалённом государстве) и фэнтези (дети попадают в волшебную страну, где погружаются в экзотические приключения). Лукьяненко здесь, скорее, последний наследник этой традиции, а не самостоятельная фигура.
С середины 90-ых тема плавно трансформировалась в жанр «попаданцев» — с ним проще работать. А детский сектор, стараниями Роулинг, почти полностью переместился к «магическим академиям». Поэтому, детей-путешественников больше нет.
Нужен новый «социальный запрос».


⇑ Наверх