Мадам Бовари. 2014. Германия, Бельгия, США
Режиссёр: Софи Бартез
Я специально выбрал крайние экранизации "Госпожи Бовари" Флобера. Про первую картину уже написано. Теперь о крайней и ближней к нам, ведь наверняка она еще не последняя. И мы увидим еще не одну попытку переосмыслить или оживить этот бессмертный роман.
Итак, прошло 80 лет с выхода первой экранизации романа Гюстава Флобера "Госпожа Бовари". И интересно, что если первую экранизацию поставил несомненный классик мирового кинематографа, то самую недавнюю картину сделала практически дебютантка. Молодая французская режиссёр Софи Бартез успела снять до этого всего одну полнометражную картину и несколько короткометражных. Пожалуй, это можно назвать настоящей смелостью — с таким небольшим послужным списком пытаться тягаться с классиками. Ведь экранизация — дело всегда тонкое и неблагодарное. Всегда найдутся любители книги, которые найдут сотни неточностей и несоответствий оригиналу...
Поэтому мы не будем заострять внимание на этих неточностях, а их тут действительно не мало. Софи Бартез несколько сгладила некоторые сюжетные линии. И это видимо объясняется тем, что она сама женщина, а значит она во многом встаёт на сторону Эммы Бовари. Не стоит её в этом винить — видимо это обычная женская солидарность...
А Флобер конечно же мужчина, поэтому на сторону Эммы не встал, и у него она получилась не такая уж и привлекательная. Нет, что вы... Флобер вообще ни на чью сторону не вставал, в этом и была его художественная задача — оставаться нейтральным документалистом или реалистом. Он просто излагал события, стараясь избегать каких-либо оценок.
Но ладно, вернёмся к фильму — у него масса своих достоинств, несмотря на несколько вольное обращение с текстом.
Всё же снят он уже в начале XXI века, а это значит, что все технические возможности позволяют нам рассматривать очень красивую картинку с плавными проездами камеры, мы можем насладиться всей этой атмосферой природы и городской жизни XIX века. Это тоже своеобразная документалистика — для жителя XXI века — возможность окунуться в жизнь человека XIX века. Уже ради этого стоит посмотреть этот фильм.
Можно сказать, что фильм получился набором кинематографических зарисовок-очерков по мотивам книги. И если его воспринимать в таком ключе — он очень даже хорош.