Ну что ж, фильм «Новолуние» подтвердил для меня тот факт, что говоря «Сумеречной саге» мы уже говорим не о скверно, инфантильно написанном романе о вампирах, где кровь заменена на сопли с сахаром, и не о посредственно снятом фильме для тех, кто уже отсмотрел все 7 сезонов «Баффи». Мы уже говорим о культурном феномене, который цепко поймал в свои сети и любительниц «Ранеток», и тех, кто когда-то впервые утирал слезы над похождениями Луселии Сантос, той самой рабыни Изауры. И относится к этому феномену надо особо. Что толку недоумевать, как Эдвард, ни разу за фильм не меняя напряженного выражения лица, очаровывает не только Бэллу, но и треть женщин земного шара? Это уже неизбежный факт, миллионы уже вешают его плакатики на стену, а многим это еще только предстоит. В очередях за билетами девушки аж подпрыгивают от нетерпения и многие сентиментально настроенные юноши подпрыгивают им в такт. Так в чем же дело? Может быть, скверно написанная и посредственно снятая история о любви девочки и вампира не так проста и не так уж скверна, просто чтобы понять это, нужно быть с той самой Венеры, откуда прилетели женщины? Или хотя бы с одной из ее лун, как в случае с сентиментальными юношами?
Мне кажется, популярность «Сумерек» сродни популярности индийского кино в начале 90-х или группы «Ласковый май» тогда же. Неискушенному отечественному зрителю (слушателю в случае с Юрой Шатуновым) на фоне серости перестроечных лет внезапно показали ярко раскрашенную поющую открытку, и даже несмотря на то, что это было лишь примитивно-цветастым картоном, оторвать лиц женского пола от очередной «Зиты и Гиты» (или отвратительно спетых «Белых роз») возможности не было никакой.
Так же и с «Сумерками»… Сотни романтических комедий и подростковых сериалов а-ля «Беверли Хиллз» наводнили жанр приличной телегой штампов, вырваться из которых удавалось единицам. И тут пришла Майер под ручку с Катрин Хардвик. Со своей маленькой поправкой к избитому жанру – вампирами. И неискушенные девочки, которые в силу возраста не были знакомы с красивой историей любви женщины и вампира в «Дракуле», с по-настоящему глубокой сагой «Интервью с вампиром», где нашлось место и вампирам-вегетерианцам и любви, мигом растащили «Сумерки» по тетрадочкам с сердечками. Плевать, что на фоне тех фильмов этот кажется плоской и заштампованной историей – подросткам большего не нужно. Равно как не нужно тем, кто был подростком и для кого простая история Бэллы и Эдварда оживает, как когда-то оживала ярко раскрашенная поющая открытка индийского кинематографа.
Но перейдем к «Новолунию». Вторая часть вампирской саги была создана мужчиной-режиссером. Уж не знаю, как такое святотатство потерпели фанатки, но знамя, поднятое в свое время Катрин Хардвик он не уронил, направив мощный удар медовых глаз Эдварда по той самой аудитории, которая четко была определена маркетологами. Другое дело, что тонкости прочувствовать изгибы девичьей души ему не хватило, в результате чего фильм многие не приняли – даже несмотря на заметно улучшившуюся игру Кристин Стюарт, даже несмотря на Тэйлора Лотнера, чей Джейк блистал не только подкаченной фигурой но и казался по-настоящему живым и ярким персонажем.
Скажу честно, я к фильму отнесся благосклонно… В свое время именно на «Новолунии» я сломался, читая Майер – там большую часть книги не происходило вообще ничего кроме страданий покинутой Бэллы. Мужчина-режиссер эти страдания старательно урезал и это мне понравилась. Фанаткам – нет… Еще мне в фильме безусловно пришлись по душе: двухминутная роль Дакоты Фаннинг, Майкл Шин, красивая динамичная сцена в итальянском городке, как всегда восхитительная Эшли Грин – в общем, вполне достаточно, чтобы не пожалеть о времени, потраченном на просмотр.
А то, что героиня страдала не так изощренно, как это описывала Майер и то, что вампирской любви с сопливыми диалогами в стиле «Ну обрати меня» «Ну не буууду» в фильме не так много – это, по-моему, только в плюс. Хотя девочки-фанатки Эдварда меня, безусловно, не поймут.