Фрай Большая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Фрай. Большая телега
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фрай. Большая телега

Статья написана 27 ноября 2009 г. 00:36

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/37794" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Макс Фрай относится к числу тех авторов, за творчеством которых я слежу с неослабевающим вниманием. Да, творчество автора неровно и цикл Ехо заметно выделяется на фоне всего остального, но фантазия автора настолько велика, что сюрпризы для читателей обязательно есть в любом из произведений автора.

Вот и эта книга очень типична для Фрая. Во-первых, Макс Фрай традиционно сильнее в малой и средней форме, чем в большой. Вот и «Большая телега», хоть и названа официально романом, по сути, сборник из двадцати двух рассказов, объединенных общей идеей и весьма близких по стилю и сюжету. При этом складывается странное впечатление. Большинство из рассказов, вошедших в «Большую телегу», очень хороши, и я готов оценить их на восьмерки и выше.  При этом книга в целом не произвела на меня столь уж сильного впечатления и еле дотянула до той же «восьмерки». Как так, могло получиться, удивитесь вы. Попробую объяснить. Представьте себе, что вам предлагают выпить рюмочку, скажем, кофейного ликера. Думаю, многим придется по вкусу сей приятный напиток. Собеседник наливает вам вторую рюмочку другого похожего ликера и предлагает сравнить впечатления. За второй рюмочкой следует третья, четвертая. Думаю, где-то к пятой у вас уже начнет все слипаться во рту, вы перестанете различать оттенки вкуса и вам стоит прекратить эту дегустацию. А если вы все же решите выпить все двадцать две рюмочки подряд, то ночью и на следующий день неоднократно пожалеете о своей опрометчивости  Примерно так я и читал Эту книгу. Два — три рассказа на сон грядущий — прекрасное средство для улучшения настроения. Еще несколько рассказов подряд и книгу надо срочно отложить и переключиться на что-то другое.

Почему же так получилось? На мой взгляд, это зависит в первую очередь, от концепции книги. Не могу не признать — в оригинальности идей автору не откажешь. Ну кто еще, кроме Фрая, мог бы додуматься наложить карту звездного неба на карту Европы, отметить двадцать два города, положение которых совпало со звездами Большой Медведицы, и написать по рассказу о каждом из городов. Однако, при всей оригинальности идеи книги в целом, каждый рассказ получился довольно стандартным. Главный герой — чудаковатая личность без определенных занятий приезжает совершенно случайно в некий большой или маленький городок, страдает от холода, жары или простуды, напивается отличным кофе и отправляется на поиски чудесных приключений, которые не заставляют себя долго ждать. В результате, когда десятый раз читаешь произведение, построенное по одной и той же схеме, это начинает утомлять.

А вот чего не отнимешь у автора — так это умения описывать «обыкновенное чудо», некое событие или явление, которое находится на грани между нашим несколько приземленным миром и волшебной страной Нетинебудет. И как раз эти чудеса в рассказах Фрая очень хороши. Удивительные почтовые ящики в Нанси, странные паззлы в городке Отерив, волшебные картинки из Нашице, поезда в Понте-Лечча — фантазия автора поистине неиссякаема. Особенно запомнились мне люди-ветры, которые упоминаются в нескольких рассказах, почти закольцовывая повествование. Ну а лучшим из всех рассказов мне показался Добой. Может быть потому, что эта история отходит от обычной кофейно-карамельной вселенной Фрая, показывая нам безжалостную реальность и, вместе с тем, даруя надежду на настоящее волшебство. На мой взгляд, в жанре «магреализма» Фрай — явный лидер среди отечественных авторов

Ну и, наконец, не могу не позавидовать Фраю, сумевшему, как мне кажется, объединить отдых и  работу. Для многих звезд отечественной фантастики в последнее время становится актуальной проблема поиска новых впечатлений и источников вдохновения. Заработав энную сумму, автор теряет привычных друзей, вращается в своем узком мирке, окружающую действительность воспринимает в первую очередь через Интернет. В результате уровень книг постепенно падает. Ну вот откуда взяться ярким героям, если у них нет соответствующих прототипов? А вот Фрай сумел выйти из ситуации самым эффективным и приятным образом. Для каждого читателя Фрая не секрет, что автор просто-таки влюблен в Европу и проводит немало времени, колеся по ней. Полученные яркие впечатления, интересные встречи ложатся в основу новых произведений, а полученные деньги автор тратит на новые путешествия. В результате этой формулы успеха в выигрыше остаются все, и в первую очередь, читатели.

Не могу не поблагодарить автора за чудесное путешествие по малоизвестным уголкам Европы. Эх, я снова хочу в Париж!

И напоследок — рецепт от доктора Ватсона:

В случае депрессии, уныния, усталости, плохого настроения — принимать рассказы Фрая на ночь по одной-две штуки перед сном. Тщательно соблюдайте дозу! Неумеренное потребление рассказов Фрая опасно для вашего душевного здоровья;-)





218
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 00:53

Подобные ощушения были, поэтому читаю эту книгу микроскопическими дозами)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 07:13
:beer:
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 10:27
Только не подумайте, что у меня такая нечеловеческая ( для книголюба) выдержка:-)
Я, когда, прихожу в книжный читаю один рассказ.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 12:00

цитата Blackbird22

у меня такая нечеловеческая ( для книголюба) выдержка

Видимо, у меня нечеловеческая выдержка. Я два раза прерывался на другие книги


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 07:30
фрая не читал,но было предложение ознакомиться с циклом Ехо,стоит ли?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 07:34
С циклом Ехо ознакомиться стоит обязательно. Уже после первого томика вам станет понятно — ваша эта литература или нет. Начинать с отдельных романов — Рагнарек, Гнезда химер — не советую. Они гораздо слабее
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 21:17
«Гнёзда Химер» — безусловно, слабее. А вот «Рагнарёк» — на том же уровне, если не сильнее. Мой любимый роман у Фрая:-)
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 21:40
А мне совсем не пошел
 


Ссылка на сообщение7 января 2011 г. 03:00
в первый день дочитал до 20й страницы и забросил.. отложил на месяц. а когда вернулся, то накинулся и проглотил весь цикл)
очень рекомендую)


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 08:54
Фрай, о которой я так много читал хорошего на фантлабе, меня разочаровал. Прочёл «Ключ из жёлтого металла» и понял, что читать автора ещё буду наврядли. Как вы думаете, «Большую телегу» для повторного ознакомления с автором брать стоит?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 08:57

цитата борхус120

Как вы думаете, «Большую телегу» для повторного ознакомления с автором брать стоит?
если Ключ совсем не понравился — едва ли.
А вы читали цикл Ехо?


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 09:03
Нет. Подбирался, подбирался, да так и не прочёл.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 09:05
Попробуйте все же с ним познакомиться. Лично мне цикл Ехо очень нравится. А если первый том вам не пойдет — можно смело считать, что Фрай — не ваш автор


Ссылка на сообщение27 ноября 2009 г. 10:29

цитата kkk72

А если первый том вам не пойдет — можно смело считать, что Фрай — не ваш автор

и желательно начинать с «амфорного» издания.


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 10:41

цитата kkk72

В случае депрессии, уныния, усталости, плохого настроения — принимать рассказы Фрая на ночь по одной-две штуки перед сном. Тщательно соблюдайте дозу! Неумеренное потребление рассказов Фрая опасно для вашего душевного здоровья

Пожалуй, приму сей рецепт к сведению.8-)А то чуть было не стала подряд эти рассказы читать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 10:45
Интересно будет сравнить впечатления
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 10:46
Да, только вот доберусь я до нее, наверно, уже после Нового года.%-\
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 10:49
А Ключ из желтого металла вы читали?
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 10:55
А как же!:-)
Он у меня читан-перечитан по нескольку раз.Правда, где-то на третий раз перечитывания понимаешь, что Фрай в общем-то обмусоливает одну и ту же тему раз в сотый подряд...(эт я про «обыкновенное чудо»).

цитата kkk72

А вот чего не отнимешь у автора — так это умения описывать «обыкновенное чудо», некое событие или явление, которое находится на грани между нашим несколько приземленным миром и волшебной страной Нетинебудет.

Но вот с этим я полностью согласна.Этого у него(нее) не отнимешь...
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 11:22
За это и любим автора :beer:
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 11:24
Ну да в общем:beer:
Только он, кажется, хорош в строго умеренных дозах))
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 11:35

цитата chiffa

Только он, кажется, хорош в строго умеренных дозах))
Как все хорошее ;))


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 11:42
По обсуждаемому произведению уже высказывался в теме «кто что читает», но хочу заметить, что согласен с мнением о необходимости порционного употребления фраевских историй — потому как, перефразируя поговорку, — «что немцу хорошо — то русскому яд»)). Зато какой сладкий и полезный после рабочего дня — если в умеренных дозах;)

Поужинав вытянешь ножки, устроишься поудобней, включишь задним фоном какой-нить лаунж — и историйку-другую употребишь в свое удовольствие за полчасика... Хорошо..


Кстати, все еще не дочитал (хотя начинал скорей всего раньше kkk72) — отложил, чтоб не отравиться, заменив другими, детективными нефраевскими историями...))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2009 г. 12:42
Я вот разбавлял этот сладкий яд, закусывая тухлым мясцом «Нежити»:-D


Ссылка на сообщение29 ноября 2009 г. 00:46
Спасибо за отличную рецензию. :-)

С творчеством Фрая, к сожалению, незнаком. Но в продаже данную книгу видел. Посоветуете ли начинать знакомство с писателем с «Большой телеги»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2009 г. 08:37
Нет, с лучше с начала цикла Ехо — книги «Чужак» (в мягкой обложке — Дебют в Ехо)
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2009 г. 21:30
Плюс — «Ключ из желтого металла» для знакомства вполне подойдет.
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2009 г. 11:44

А я думаю, что можно и с этого произведения начинать ;-) — оно по крайней мере не настолько пропитано духом эгоистичного эскапизма, как деяния сэра Макса из Ехо (иногда создается впечатление, что его девизы — «после нас — хоть Потоп», «все умрут — один останусь»:-)))).


Так что в «Большой телеге» и свойственную фраевской манере повествования «чудесатость» и манящий свей легкостью и простотой эскапизм можно почувствовать, но при этом не испытывать раздражения от инфантильности полу-Бога сэра Макса, что из Ехо...


В общем я рекомендую начинать знакомство именно с «Большой телеги», только читая ее по одной-две истории подряд, для расслабления и удовольствия... 8-)

 


Ссылка на сообщение3 декабря 2009 г. 11:00

цитата Tyrgon

не настолько пропитано духом эгоистичного эскапизма, как деяния сэра Макса из Ехо (иногда создается впечатление, что его девизы — «после нас — хоть Потоп»

Хех. А ведь девиз про потоп якобы принадлежал в мире Ехо Ордену Дырявой Чаши.
Из которой чаши Сэр Макс мог, замечу, спокойно пить, даже никогда в сем ордене не состояв. :)

Если по теме: цикл про Ехо люблю за его как раз-таки уютную раслабленную, даже сибаристкую атмосферу, однако же сдобренную приключениями. Ну и за главного героя, конечно. В принципе, «Ключ из желтого металла» указанную схему с успехом повторил.
Ну и, видимо, стоит прочесть и новую книгу.
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2009 г. 12:39
не вводите народ в заблуждение)
Ордену Водяной Вороны.
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2009 г. 19:36

цитата Blackbird22

цитировать
не вводите народ в заблуждение)
Ордену Водяной Вороны.
ответи

Да?
Вот же память ни к чёрту. Я не специально. :(
Что ж, ордену, где главенствовал Лойсо Пондохва, этот девиз и правда идёт куда больше. -)


Ссылка на сообщение29 ноября 2009 г. 13:59

цитата

Представьте себе, что вам предлагают выпить рюмочку, скажем, кофейного ликера.

Господи! Вы так просто сформулировали мои сложные ощущения от чтения Фрая. Умри, лучше не скажешь! :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 ноября 2009 г. 14:52
Возможно, сказался богатый опыт питья ликеров чтения Фрая:-D


Ссылка на сообщение29 ноября 2009 г. 14:00

цитата Tyrgon

иногда создается впечатление, что его девизы — «после нас — хоть Потоп», «все умрут — один останусь»).

Интересно, на чём основаны такие выводы? Или вы его путаете с другим персонажем?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 ноября 2009 г. 11:48
Blackbird22, я никого ни с кем не путаю, но и спорить не собираюсь — считайте это моим ИМХО, обоснованным тем, что такое устойчивое впечатление остается в памяти и возникает ассоциативно при упоминании сэра Макса после неоднократного прочтения всех произведений с его участием;))
Страницы: 12

⇑ Наверх