В московском Музее русского импрессионизма завершается выставка «Слово мне!», посвящённая творчеству Давида Давидовича Бурлюка, «отца русского футуризма».
В советское время творчество учителя Маяковского было почти забыто. Вспоминали о нём обычно в ироническом ключе, как об эпатажном коммерсанте от авангарда, нередко цитируя, например, три последние строки из стихотворения «Плати — покинем навсегда уюты сладострастья...»:
цитата
ПЛАТИ — покинем НАВСЕГДА уюты сладострастья.
ПРОКИСШИЕ ОГНИ погаснут ряби век
Носители участья
Всем этим имя человек.
Пускай судьба лишь горькая издевка
Душа — кабак, а небо — рвань
ПОЭЗИЯ — ИСТРЕПАННАЯ ДЕВКА
а красота кощунственная дрянь.
В 1919 году Бурлюк принял в Омске в «футуристы» моего любимого «короля сибирских писателей» Антона Сорокина. Шестым — после самого Бурлюка, Каменского, Маяковского, Хлебникова и Северянина. Сорокин, кстати, в книге «33 скандала Колчаку» уверял, что раскусил Бурлюка и «Давид Бурлюк такой же жулик, как и Антон Сорокин. Оба мы действуем гипнозом. Никакого нового искусства нет, это мне сам Давид Бурлюк говорил, а так мы очищаем у вас карманы от денег...».
Но не всё так просто с Бурлюком и его творчеством. Да, он, конечно, порой заигрывался в футуризм, вешал лапшу на уши обывателю, но и для русской культуры сделал немало.
Маяковский прямо говорил: «Бурлюк сделал меня поэтом». Давид Бурлюк очень яркая, интереснейшая фигура в русской литературе и в русском искусстве двадцатого века.
Если говорить о картинах с выставки, то понравились эксперименты Бурлюка, интересные для того времени находки — попытки передать движение в живописи при помощи «эффекта стробоскопа», попытки передать изображение в разных плоскостях, с разных точек зрения. И краски он не жалел!