Продолжаем обзор пушкинской "Сказки о золотом петушке". В прошлый раз был Билибин, первый конгениальный Пушкину иллюстратор начала XX века. Сегодня антитеза, полная билибинская противоположность — художник М.Майофис, конец XX века. Но Пушкину по духу столь же близок.
Билибин сформировал канон иллюстрирования русской сказки (что народной, что авторской): по фону и костюмам — допетровская эпоха (с пушками); трагизм; грубость нравов (для "Золотого петушка" это реалистичная гора трупов перед шатром шамаханской царицы).
Большинство последующих художников придерживались этих билибинских принципов. Майофис переломил тенденцию, хотя так и остался одиноким в своей оригинальности.
Итак, сказки Пушкина (не все) с иллюстрациями Майофиса 1989 года. Мой экземпляр.
По году издания книга не попала в каталог-справочник. Даю собственное библиографическое описание.
Сказки. — М.: Малыш, 1989. — 96 с.; 28 см.
МАЙОФИС М. — Буквицы, декоративные заставки, виньетки, цв. иллюстрированный переплёт, цв. титульный лист.
46 цв. ил.: Сказка о золотом петушке: 18 ил. — разворотов с текстом; Сказка о рыбаке и золотой рыбке: 1 ил. — разворот с текстом (шмуцтитул), 14 страничных ил.; Сказка о попе и о работнике его Балде: 11 ил. — разворотов с текстом, 2 страничных ил.
Тираж — 100.000 экз. Цена — 3 руб.
Художник М.Майофис на Фантлабе: https://fantlab.ru/art248. Книга на Фантлабе — только переиздание 2012 года:https://fantlab.ru/edition192106.
Майофис умеет быть разным.
Вот обожаемые с юности иллюстрации к Бальзаку — что-то романтическое и рафинированное, близкое к европейскому арт-деко (из этой книги: https://fantlab.ru/edition151261).
Вот тоже в стиле европейской графики, но уже, наверное, смесь Бёрдсли и какого-нибудь Ропса.
А вот картинки к детским книжкам, разухабистые "каляки-маляки"; сейчас переиздали его "Чиполлино" (https://fantlab.ru/edition109911), так мамочки в шоке.
В пушкинских сказках Майофис тоже разный. В "Золотом петушке" у него есть черты как своей собственной "красивой" манеры, так и "хулиганской".
В чём особенности "Золотого петушка" Майофиса? У него получилась добродушная и забавная сказка.
Эпохи намеренно смешаны, но всё же основной реквизит отсылает к первой половине XIX века: кирасиры, эполеты. Царь похож на Николая I (растолстевшего и состарившегося).
Действие разворачивается понарошку — это представление в непритязательном ярморочном балагане. Нелепые костюмы, занавески вместо боевых плащей, царские штаны из той же занавески в розанчик (какая ткань была, с той костюмер и исхитрялся).
Зато видно, что и убитые — тоже понарошку.
Действие многолюдное. Толпы бессловесных статистов сопровождают основных персонажей.
Вот царская семья (тётки, о которых у Пушкина ни слова — это жёны сыновей?).
Вот скопец и его свита. Хм-м...
Вот окружение шамаханской царицы. Ирано-кавказский Восток.
Ну и собственно по сюжету сказки.
"Войска идут день и ночь..."
Обольщение царя девицей-шамаханской царицей
"Царь хватил его жезлом..."
Петух атакует.
Иллюстрации Майофиса периода Перестройки — для истории не менее знаковые, чем иллюстрации Билибина эпохи между двумя пролетарскими революциями. Но если билибинское направление уже было полностью раскрыто в 1910 году и само собой клонилось к закату, то направление, заданное Майофисом, было очень свежим, но развития не получило.
Майофис — нечастое явление в отечественной графике. Всё-таки мы объективно на переферии находимся, но самобытность не особо культивируем. Ориентируемся на Запад. Ну вот Майофис был абсолютно в западном тренде, и даже в чём-то был впереди. Парадокс, но "зелёный свет" его хулиганским картинкам давали именно в советское время. Сейчас бы числился в маргиналах.