Как зарабатывают клубы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Как зарабатывают клубы РПЛ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Как зарабатывают клубы РПЛ

Статья написана 13 декабря 2018 г. 16:16

Леонид Романович. Финансы без романсов // Санкт-Петербургские ведомости, 2018, №232 от 12 декабря, с. 7.

Недавно компания PricewaterhouseCoopers опубликовала масштабное исследование финансовой деятельности российских футбольных клубов премьер-лиги за шесть лет (с 2012-го по 2017 год). Оно подтвердило: несмотря на все проблемы, наш футбол постепенно становится на бизнес-рельсы.

Прежде всего наши клубы затянули пояса: в прошлом году они совокупно потратили 58.5 млрд рублей, самый низкий показатель за эти годы. Для сравнения: пик был в 2015 году (68.5 млрд руб.). Если же считать расходы в валюте, то падение по сравнению с 2012-2013 годами (в районе 60 млрд руб.) составит порядка ста процентов! Экономию можно проследить и по другим показателям: за несколько лет суммарная трансферная стоимость игроков премьер-лиги снизилась на 600 миллионов евро — и это притом что в целом по миру трансферная стоимость футболистов за те же годы заметно выросла! Мы перестали закупать звезд — это факт.

Данные по доходам не столь информативны, ведь здесь многое зависит от щедрости госкорпораций и регионов. Отметим лишь, что в минувшем году клубы заработали 56.7 млрд рублей, то есть отработали в небольшой убыток (1.7 млрд руб.). Это на уровне погрешности — цена трансфера одного сильного игрока уровня Леандро Паредеса. Вероятно, как раз масштабная закупочная кампания «Зенита» и обеспечила этот минус, тогда как годом ранее был плюс 3.2 млрд руб. — опять же за счет зенитовских продаж. А вот в 2012-2015 гг. лига в совокупности уходила в более серьезный минус — вплоть до 9.4 млрд руб. в 2015 году.

Гораздо нагляднее данные по доходам от билетов. В 2017 году клубы заработали на них 4.4 млрд рублей, тогда как пятью годами ранее болельщики приносили только 1.7 млрд руб. Понятно, что произошло это во многом благодаря открытию новых стадионов — но не только. Кстати, в прошлом сезоне большинство арен ЧМ-2018 еще достраивались, так что в нынешнем сезоне клубы, вероятно, покажут еще более значительный рост.

Отметим также, что рост доходов от билетов существенно превышает рост посещаемости, то есть клубы учатся зарабатывать на болельщиках. Во многом это следствие изменения аудитории — на смену фанатам у нас все больше приходят болельщики семейные, то есть платежеспособные.

Кстати, рост доходов от билетов подтягивает и другие статьи доходов: продажу атрибутики и рекламу. Доходы от спонсоров и рекламы в 2017 году составили рекордные 29.5 млрд руб., хотя к этим цифрам нужно относиться осторожно — некоторые спонсорские контракты с госструктурами по-прежнему могут быть завышены. Хотя опять же не так беззастенчиво, как лет пять назад, — ведь спонсорские доходы наших ведущих клубов бдительно проверяет УЕФА на предмет соответствия финансовому фэйр-плей.

Параллельным курсом идет и телевидение — в России стоимость медиаправ за пять лет выросла в два раза: с 1.3 млрд до 2.6 млрд руб. Это по-прежнему очень мало (в Европе трансляции приносят клубам гораздо больше), но тут очевидным тормозом является отсутствие конкуренции в российском спортивном телевидении.

Рост доходов по всем этим пунктам компенсируется резким сокращением целевого (читай — бюджетного) финансирования. То есть правильный процесс идёт — наш футбол потихоньку слезает с бюджетной иглы. Если же нынешний рост посещаемости окажется долговременным, да еще на смену непосещаемым аутсайдерам лиги из ФНЛ придут клубы с новыми аренами ЧМ-2018, то в скором времени клубы могут стать не только самоокупаемыми, но даже прибыльными.

Ну а самое любопытное в этой статистике — отсутствие прямой связи между доходами клубов и расходами. По идее, сокращая траты на игроков, клубы ослабляют состав, а значит, должны падать зрелищность и доходы от билетов. В России же в последнюю пятилетку все наоборот. Отсюда простой вывод: наш зритель предпочитает смотреть не на зарубежных звезд, а на пусть и не таких ярких, но зато своих ребят. А раз так, то раздутые бюджеты клубам просто не нужны...

(с) Санкт-Петербургские ведомости





333
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 16:18
Весьма примечательные сведения-цифры...

Жаль только, что нет разбивки по клубам, хотя бы ведущим — Зенит, Краснодар, Локомотив, Спартак, ЦСКА...

Ведущим именно что по финансам... :-)


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 16:52
Для сравнения...

КХЛ. Финансы

КХЛ провела финансовый анализ деятельности клубов в текущем сезоне.

Общий объем государственного финансирования (госбюджет и госкомпании) в структуре доходов клубов составляет 57 проц. или 31.5 млрд руб. При этом расходы бюджетов регионов и госкомпаний были сокращены на 1.8 млрд руб. после введения стратегии финансового фэйр-плей.

В текущем сезоне прогнозируется снижение финансирования из региональных бюджетов на 17 проц. и увеличение финансирования от частных компаний на 22 проц. по сравнению с прошлым сезоном.

Коммерческие доходы клубов на текущий момент составляют 10 проц.: они выросли на 100 млн руб. к предыдущему сезону.

Основную долю расходов клубов составляют зарплаты хоккеистов, в среднем до 48 проц. бюджета.

При этом сохраняется дисбаланс в бюджетах клубов — максимальный и минимальный бюджеты клубов отличаются друг от друга в 8 раз.


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 17:48
Статья, конечно, не про фантастику, но что-то фантастическое в этом есть 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 18:12
Да, у нас в Питере теперь воистину фантастический стадион (Газпром-Арена) с поистине фантастической (по меркам РПЛ) посещаемостью...

Отсюда, у Зенита и фантастические продажи-спонсоры-доходы... :-)
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 19:04
доходы зенита к посещаемости не имеют ни малейшего отношения. Как и некоторые выводы статьи к реальности
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 19:38

цитата alex1970

доходы зенита к посещаемости не имеют ни малейшего отношения
Поясните — кому же тогда идут деньги от продаж сотен тысяч билетов на Газпром-Арена?
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 19:52
даже при продаже трех билетов на одно место на халка не заработать, даже на приобретения поскромнее. Посещаемость российских клубов не имеет прямого отношения к их бюджетам
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 20:33

цитата alex1970

даже при продаже трех билетов на одно место на халка не заработать, даже на приобретения поскромнее
Игроков уровня Халка-Витцеля Зенит уже не покупает — неплохо, кстати, заработав на их продаже в Китай...

Что же касаемо продаж билетов на Газпром-Арена...

Средняя цена билета 10 евро, посещаемость 50 тыс., итого 0.5 млн евро только с одной игры...

цитата alex1970

Посещаемость российских клубов не имеет прямого отношения к их бюджетам
О других клубах судить не стану, но после ввода Газпром-Арена у Зенита ситуация кардинально изменилась...
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 21:12
посчитайте зарплату игроков и поймете на эти женьги, а также на права от телетрансляций как раз бы на третий состав хватило. если газпром денег не даст — путь анжи. а то, что вы написали чтобыв УЕФА дурить про фэйр плэй
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 21:33
Вы эти Ваши соображения лучше примените к тому же ПСЖ и его практике обходов fairplay УЕФА... :-)

Да, у Зенита мощный спонсор, но в настоящее время клуб и сам неплохо зарабатывает — билеты, телеправа, атрибутика, отчисления УЕФА...

Между прочим, Зенит в этом году получил отчисления и от ФИФА — за участие его игроков на нашем ЧМ...

Так что тезис Зенит на содержании Газпрома уже в прошлом...
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 21:36
и в прошлом, ив настоящем, и в будущем, пока нефть не конится
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 21:42
Между прочим, у Зенита уже целая очередь желающих стать его генеральным спонсором, причём не только из России...

И европейские компании, и даже китайские...

Зенит это бренд! :-)
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 21:45
потому и очередь, что место занято надолго. а бренд — уход газпрома — путь анжи через пару недель, ну может агония чуть длинее
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 21:51
Нет, у нас в Питере ситуация принципиально иная нежели в Дагестане...

К слову, похожее не так давно произошло с Малагой — там за содержание клуба тоже порт обещали, но не срослось и Малагу забросили...
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 21:54
шо за мания портами расплачиваться. портсмут убили на этой теме
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 21:57
Да есть такой тренд — берёшь на содержание футбольный клуб, получаешь за это ту-иную инфраструктуру...

К слову, всегда было мне интересно — на каких условиях безвременно погибший, увы, владелец получил Лестер?

Но всё как-то руки не доходят...
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 22:19
Ну он хотя бы для лестера что-то сделал
 


Ссылка на сообщение13 декабря 2018 г. 19:14
Это да!


⇑ Наверх