Италия, ФРГ, 1970, 98 мин.
Реж. Дарио Ардженто
В ролях Тони Мусанте, Сьюзи Кендалл, Энрико Мария Салерно, Ева Ренци, Умберто Рахо, Ренато Романо, Джузеппе Кастеллано, Марио Адорф, Пино Патти, Жильдо Ди Марко, Фульвио Мингоцци, Розита Торош, Вернер Питерс, Реджи Налдер
Джиалло
Оценка 7,1 (9112) Моя оценка 8 (отлично)
Другие названия: «Стеклянные крылья», «Секрет черных перчаток» (ФРГ, Югославия), «Садист в черных перчатках» (Бельгия), «Убийцы из Галереи» (Великобритания, Ирландия)
Картина снята по мотивам романа Фредерика Брауна «Кричащая Мими» (в 1958 году по нему Герд Освальд снял нуар с Анитой Экберг «Кричащая Мими»).
Американский писатель Сэм Далмас, который приехал в Италию, чтобы преодолеть творческий кризис и два года прожигает жизнь, стал ночью свидетелем нападения на красивую женщину, жену владельца художественной галереи. Из-за этого ему приходится отложить свой отъезд из Италии (через день он должен был вылететь в Штаты).
Полиция бессильна. Сэму кажется, что в сцене в галерее было нечто неправильное.
Разгадка дела будет сложной, запутанной и даже с ложным финалом.
Актерский состав. Дебют режиссера Дарио Ардженто запомнился и сильно изменил лицо жанрового кинематографа. Джиалло изобрел Марио Бава, но обертку и многие фирменные прибамбасы создал ему Ардженто, в том числе и в данной картине.
В ролях известные актеры американец Тони Мусанте (отлично исполнил роль человека, оказавшегося не в том месте, не в то время и сумевшего найти выход из западни), британка Сюзи Кендалл на пике карьеры («Страх открывает все двери», «Фройлен Доктор», «Торсо», «Спазмо», «Безумие», «Цирк Страха»), звезда итальянского кино того периода Энрико Мария Салерно, хозяйку галереи отлично сыграла датско-немецко-французская красавица Ева Ренци («Похороны в Берлине», «Смерть прошлой ночью»), ее мужа знаменитый итальянский жанровый1 актер Умберто Рахо(«Сатаник», «Ночь дьяволов», «Преступления черного кота», «Цветок со стальными лепестками»), суперзвезда (приглашенная звезда картины) Марио Адорф, играющий сумасшедшего художника-примитивиста, с картины которого все и началось — образ получился совсем безумным, но цельным). Антиквара-извращенца играет немец, нередко игравший в фильмах по Уоллесу, Вернер Питерс. Киллера наркомана изобразил австриец Реджи Налдер, ставший знаменитым кинозлодеем, в том числе в США, после того, как его лицо обезобразил пожар (вампир в «Участи Салема» 1979 года).
Жертву3, впечатляюще изобразившую испуг, сыграла Розита Торош («Ночь дьяволов», «За пригоршню динамита», «Кровавые ночи гестапо», «Спазм», «Почти человек»).
Почему смотреть стоит (плюсы). Отличный джиалло, очень стильно снятый.
Детективная составляющая хороша, хотя и не бесспорна.
Хороший актерский состав и ряд запоминающихся небольших работ, например, типа, находящего необходимые сведения и все отрицающего. А Марио Адорф в роли полубезумного художника – вообще шедевр.
Непонятна только линия с птицей – венценосный журавль , которого в итоге показали не так уж и редок (по крайней мере, был не так уж и редок 40 лет назад).
Музыку написал Эннио Морриконе (она позже выходила на диске).
Зловещие сцены эффектно сняты. И нет излишней кровавости, которой любят щегольнуть некоторые мэтры итальянских ужасов. А визит убийцы к подруге главного героя может здорово напугать.
Интересные моменты и награды. В 1971 году фильм получил награду Эдгара Аллана По.
Многое, появившееся в этой картине, стало обязательными атрибутами жанра.
Многие считают «Птицу» лучшей картиной Маэстро. Утверждать однозначно трудно, но одной из лучших она точно является.
Полная версия фильма вышла в США только в 80-х. В Польше фильм был показан в кинотеатрах в 2008.Картину показывали на Афинском кинофестивале (1999), кинофестивале в Аделаиде (2003), на фестивале в Пусане (2009), фестивале итальянского кино на Филиппинах (2009). В 2018 году во Франции была показана «восстановленная версия».
Кинг включил этот фильм в список самых значимых произведений жанра ужасов в период 1950-80-го годов.
Итог. Великолепный образец жанра, объясняющий, почему многие, несмотря ни на что продолжают любить творчество Дарио Ардженто.
Фильм, создавший моду на загадочные названия джиалло, зачастую с «животными мотивами».