Понимание того, какие художники являются продолжателями сказочной манеры Ю.Васнецова, пришло ко мне случайно. Казалось бы, дело Ю.Васнецова продолжают те, кто работает в манере лубка. Но в этой манере рисовали, например, мои любимые детские художники В.Стацинский (тут) и В.Вагин (тут) — так вот, ничего общего! Ю.Васнецов опять оказался хитрее. У него всё слишком душевно по сравнению с угловатым народным творчеством. Притом Ю.Васнецов бывал очень разным даже в пределах одного этапа своего творчества. Вот такие у него в Интернете нашлись отдельные листы к "Теремку" (я их ещё не показывал). Очень разная техника и настрой в картинках.
Глядя на правый рисунок, я вдруг понял, где видел такое тихое вечернее свечение и такие спокойные и умные лица зверюшек. Это оказался "Теремок" известного художника А.Елисеева. Не знаю, в каком году были созданы им картинки — Елисеева отношу к советскому периоду книжной иллюстрации. У меня такое современное издание:
"Теремок". — Худ. А.Елисеев. — М.: Нигма, 2015.
Правда, похоже? Здесь сходство не только по настроению, но и по технике. Ну, по крайней мере, я больше не мучаюсь с тем, к какому направлению относится Елисеев — а то как-то ускользал он от меня, чем очень раздражал. Теперь-то я картинки Елисеева точно полюблю. Концепция цикла в традиционном ключе: звери последовательно входят в повествование. У Елисеева все они добрые, включая Медведя.
Имеется также ранний вариант иллюстраций Елисеева к "Теремку" в сборнике потешек "Запел петушок" 1979 года. Современное переиздание сборника — снова издательство "Речь".
В раннем варианте звери не одеты, тоже добрые, но не настолько умиротворённые как в наши дни. Картинок поменьше, поэтому отражены только сцены с медведем.
Вторая книжка, которую я отнёс к продолжению васнецовской линии — это сборник, в котором есть "Теремок":
"Кот и лиса. Русские народные сказки". — Худ. Е.Ларская. — М.: Детская литература, 1991.
Иллюстрации воспроизведены "Детской литературой" в современном переиздании (https://www.labirint.ru/books/463428/), там даже и цвета поярче. Но утрачена первоначальная концепция оформления книги в целом. Детские книги второй половины 1980-х гг. очень интересны, поскольку молодые художники обещали новую эпоху в иллюстрации (и это было естественное развитие, а не влияние перестройки). Новая эпоха наступила другая, и эти книжки ничего не породили — они как будто повисли в пустоте. Современные художники (которые самобытные) выросли из других традиций. А те книжки — последние советские — так и висят где-то в безвоздушном пространстве и загадочно мерцают.
Книжка, которая есть у меня, может быть, и не самый яркий выразитель этой нереализованной тенденции, но интересна уже тем, что по-новому оформлена: содержит квази-форзацы, ещё какие-то вступительные развороты (это в мягкой-то обложке!). Как известно, долгие полиграфические вступления (пустые листы, в том числе) придают книге торжественность и простор.
Художница — Е.Ларская. На Фантлабе она упоминается (https://fantlab.ru/art5428). Но в книжке сказывается и рука художественного редактора — О.Кондаковой (на Фантлабе: https://fantlab.ru/art1192).
Иллюстрации такие: образ Теремка (этот образ для всего сборника использован) и одна картинка к самой сказке. Характерно, что выбран сюжет о внутренней жизни сообщества зверей — как они совместно время проводят. Приём последовательного появления персонажей отброшен как заезженный.
Звери в человеческие одежды не одеты. Они вообще не игрушечные: волк вполне себе хищен (да ещё и с ножом), но ведь уживается с зайцем (без сюсюканья). Что это была за идея? Наверное, "хоть мы и разные — мы всё равно можем жить вместе". Как раз для 1991 года...