Пропущенный материал – это статья Войтека Седенько/Wojtek Sedeńko, которая называется:
ROK WYDAWNICZY 1996: BEZ HITÓW
Издательский 1996 год: без хитов
Годы летят, а никаких признаков нормализации на книжном рынке не видно. Все еще отсутствует издательская информация. Оптовая торговля по-прежнему ведется множеством фирм, хотя постепенно самые сильные (и не обязательно самые большие) фирмы отбирают клиентуру у менее поворотливых предприятий.
С точки зрения полиграфии наши книги ничем не хуже зарубежных книжных изданий. Некоторое влияние на такое положение оказывает тот факт, что два основных издательства фантастики в Польше – “Amber” и “Zysk i S-ka” -- печатают свои книги в Германии. Тиражи все так же падают (средний тираж теперь составляет 3 тысячи экземпляров), редко когда книги продаются тиражом более 6 тысяч экземпляров, и лишь время от времени случаются тиражные всплески до 10 тысяч экземпляров. Увеличение количества наименований и снижение тиражей влияют на формирование цен – они все так же рвутся ввысь, и конца-краю этого не видно. Средняя цена составляла в прошлом году около 15 злотых за экземпляр, что оттесняет нас в конец списка европейских стран, если принимать во внимание то количество книг, которое можно купить на среднюю зарплату. Проблемы нищенства публичных библиотек я касаться не буду, скажу только, что ситуация оставляет желать лучшего.
Приводимые ниже статистические данные касаются книг, датированных 1996 годом издания, «ужасы» в расчет не принимались. В скобках указаны аналогичные цифровые данные предыдущего года.
Всего вышло из печати 240 книг в 247 томах (210 в 231). Рост значительный – по одному новому наименованию каждые полтора дня. В этом году многотомниками издавали книги “Amber” (Энн Райс, Мелани Роун – у этой последней один из романов наши умельцы превратили в тетралогию), “Rebis” (Дэвид Уингроу, Реймонд Фейст), а также “Zysk i S-ka” (Реймонд Фейст). Первые издания традиционно уже доминировали, их было 199 (208).
Количество переизданных книг также возросло – 41 (23). Переизданиями я считаю, однако, исключительно те книги, в издательских данных которых указан следующий номер издания; допечаток тиражей также было много, но я не в состоянии их контролировать в количественном отношении, а издатели предпочитают хранить молчание относительно этого. Переиздана трилогия об Эндере Орсона Скотта Карда, четыре книги Анджея Сапковского, несколько книг из циклов «Звездные войны» и «Стальная крыса», переиздавались книги Станислава Лема (которые “Interart” неизменно подавал как первые издания). Другие переиздания: «Автостопом через Галактику» Адамса, «Пианола» Курта Воннегута, «1984» и «Скотный двор» Джорджа Оруэлла, «Дагон» Говарда Филипса Лавкрафта, «Нейромант» Гибсона «Машина времени» Герберта Уэллса, «Король Беспредельностей/Król Bezmiarów» Феликса Креса, «Человек из Высокого замка» Филипа Дика, «Андромеда значит смерть» Майкла Крайтона. Дождались переиздания также тетралогия «Земноморье» Урсулы Ле Гуин, «Властелин колец» и «Силмариллион» Джона Р.Р. Толкина, книги братьев Аркадия и Бориса Стругацких («Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Обитаемый остров»). Хватало и переизданий культовых произведений: «Сто лет одиночества» Габриеля Маркеса, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. “Czytelnik” переиздал в красивой серии «Наследников» и «Властелина мух» Голдинга. В новом художественно-полиграфическом оформлении переиздан первый том цикла «Dragonlance» Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена, что свидетельствует о не слабнущем спросе на книги игровых систем RPG.
Как и в прошлые годы, в потоке изданных книг доминировали романы – их было 215 в 222 томах (183 в 204). Напечатано 24 (25) авторских сборников рассказов. В этой категории на первое место вырвались поляки. Читатели также получили возможность познакомится с рассказами Джона Р.Р. Толкина, Урсулы Ле Гуин, Роберта Шекли, Говарда Филипса Лавкрафта, Роберта Сильверберга, Конни Уиллис и Абрахама Меррита. По-прежнему неважно обстоят дела с антологиями – издана 1 (2) антология: это “Wizje alternatywne 2/Альтернативные видения-2” под моей редакцией. Текущий год обещает быть в этом отношении более урожайным.
Жанровое деление было уже не столь однобоким, смещенным в сторону твердой научной фантастики. Фэнтези завоевывает себе все больше и больше сторонников.
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА – 125 (124). Две книги напечатаны в четырех томах. Причину ослабления позиции твердой НФ я вижу в неудачном издательском выборе – в то время, как из фэнтези печатаются бестселлеры мирового класса, в НФ доминируют слабенькие космические оперы, молодежная фантастика или обычные графоманские поделки. Кто знает – не виноваты ли в этом переводчики, поговаривают, что они неохотно берутся за перевод хорошей научной фантастики: гонорар за работу тот же, а выкладываться приходится значительно больше.
ФЭНТЕЗИ – 106 (79). Любители этого жанра не имели в этом году повода для жалоб – разве только цены и слишком уж медленное пополнение начатых циклов мешали им наслаждаться покоем.
ПОГРАНИЧЬЕ – 9 (7). Я отнес в эту категорию наряду с вышеупомянутыми романами Булгакова, Маркеса и Голдинга книги Томаса Трайона/Tomas Tryon, Тома Роббинса, Фланна О’Брайена, Aкройда и Карпентера.
Польская фантастика, проснувшаяся в 1995 году, перешла в наступление на всех фронтах. Мы все охотнее читаем польских авторов, потому что они в большинстве случаев гарантируют солидную порцию развлечения, неплохие замыслы и литературную добротность текстов. Изданы 26 наименований (22) – 14 романов, 11 авторских сборников рассказов и 1 антология. Первых изданий – 15, переизданий – 11, в том числе книги Феликса Креса, Анджея Сапковского, Станислава Лема.
Польскую фантастику печатали: “superNOWA”, “Interart”, “SR”, “Trickster” и несколько мелких издательств. Новые книги представили популярные авторы: Рафал Земкевич (“Czerwone dywany, odmierzony krok/Красные ковры, мерный шаг”), Анджей Сапковский (“Chrzest ognia/Крещение огнем”), Конрад Левандовский (“Noteka 2015/Нотека 2015”), Эугенюш Дембский (“Pieklo dobrej magii/Ад доброй магии”). Удачно дебютировали: Мацей Жердзиньский (“Korporacja Wars’n’Guns/Корпорация Wars’n’Guns”), Марек Хуберат (“Ostatni, którze wyszli z raju/Последние, которые вышли из рая”), Яцек Инглëт (“Inquisitor/Иквизитор”). Напомнили о себе: Мирослав Яблоньский (“Elektryczne banany/Электрические бананы”), Феликс Крес (“Król Biezmiarów/Король Беспредельностей”), Томаш Колодзейчак (“Kołory sztandarów/Цвета штандартов”). Где-то там, на периферии, издали свои очередные книжки Петр Витольд Лех/Piotr Witold Lech (“Rokhorn z Aron/Рокхорн из Арон”) и Гонората Корпикевич/Honorata Korpikiewicz (“Muchozol/Мухозол”). Малоизвестные издательства выпустили книги Мацея Лепянки/Maciej Lepianka (“I w następnym dniu/И на следующий день”) и Романа Бертовского (“Za błękitną kurtyną/За голубым занавесом”). Вышла из печати также вышеупомянутая антология оригинальных рассказов – “Wizje alternatywne 2/Альтернативные видения 2”.
Словом, можно только радоваться. Заметно также, что опеку над самыми популярными авторами) издатели поделили (не всегда безболезненно) между собой.
С переводами – все как обычно: англоязычная литература оттеснила все остальные переводы в самый конец списка. Переводов было в сумме 214 (209), в том числе с английского – 206 (183), с русского – 5 (Булгаков и 4 книги Стругацких), с испанского – 2 (0) (Карпентер и Маркес), с итальянского – 1 (0) (Кальвино).
На трон наиболее часто издаваемых авторов вернулась – с 9 книгами – Андре Нортон. Уступившая ей место Энн Маккеффри маячит тут же за ее спиной – с 8 книгами. Очень высоко поднялся Филип Дик – 7 книг. Дальнейшие места заняли: Алан Дин Фостер и дуэт Маргарет Уэйс&Трейси Хикмен (по 6 книг, не считая сольного романа Уэйс), Стивен Лоухид, Урсула Ле Гуин, Анджей Сапковский и Тимоти Занн (по 5 книг).
Количество издателей фантастики идет на снижение -- 25 (28), однако, похоже, это не имеет особого значения – для публикации фантастики в Польше вполне хватает 6-7 издательств.
В четвертый раз подряд в соревновании издательств победил варшавский “Amber” – 66 книг в 70 томах (63 в 81), но книги этого издательства не слишком высоко ценятся среди <искушенных> читателей (для примера – лучше всех прочих продается амберовский цикл «Звездные войны», который трудно отнести к высоким литературным достижениям). На втором месте, как и в прошлом году, расположился “Zysk i S-ka” c 49 книгами в 50 томах (34 в 36). Третье место заняли ex aequo “Rebis” 24 книги в 26 томах (27 в 29) и “Prószyński i S-ka” – 24 (18). На четвертом месте – “Alfa”, удвоившая предложение 18 (9). Далее находятся “superNOWA” c 10 и “SR” c 9 книгами.
Заслуженное для фантастики издательство “Iskry” закрыло серию НФ после издания трилогии Лоухида.
В жанровых периодических изданиях – status quo. Тиражи незначительно снизились, но журналы издаются. Информационный журнал “SFinks” также регулярно печатался.
По-прежнему издаются и книги non fiction. Переизданы “Фантастика и футурология”, “Сумма технологии” и “Диалоги” Станислава Лема; близкая к ним тематика отражена также в книге Станислава Лема “Sex Wars”. У любителей творчества Джона Р.Р. Толкина тоже нет оснований жаловаться: стараниями Варшавского университета издана книга “Tolkien. Recepcja polska/Толкин. Польское восприятие”; кроме этого напечатаны “Bestiariusz Tolkienowski/Толкиновский бестиарий” Давида Дэя, альбом “Światy Tolkienowskie/Толкиновские миры” и карта к «Хоббиту». Любители цикла «Амбер» Роджера Желязного получили “Ilustrowany przewodnik po zamku Amber/Иллюстрированный путеводитель по замку Амбер”. Стоит также упомянуть два календаря: толкиновский и “Amazonki/Амазонки”.
О ценах я уже сказал – в среднем книга в массовом издании стоила 15 злотых. Книги в твердых обложках нередко ценились выше 30 злотых. К концу года цена книг приблизилась к 20 злотым, в этом году такой будет, вероятно, средняя цена экземпляра книги – то есть рост значительно опережает инфляцию. Самыми дорогими, как и в прошлом году, были книги издательства “Alfa”, значительно выросли цены книг издательства “Amber”, то же самое можно сказать о книгах издательства “Zysk i S-ka”. Несколько дешевле продавались книги издательств “Rebis” и “Prószyński i S-ka”, однако и среди них попадались бесславные рекордсмены.
Хитов (бестселлеров) было явно мало. Кроме книг польской фантастики лучше прочих продавались книги Дика, Ле Гуин, Толкина, Пратчетта, Джордана, Уэйс и Хикмена.