— Если девушке, которая нравится тебе, нравится та же фигня, которая нравится тебе, это еще не значит, что она — единственная.
Долгое время я считал, что романтические мелодрамы – это тот жанр, который голливудским киношникам удается лучше всего. Полтора десятка фильмов с Мэг Райан тому наилучшее подтверждение. Но со временем, после просмотра очередной мнмнадцатой по счету мелодрамки наступило банальное пресыщение.
Но вот дождливый осенний день, кружка горячего глинтвейна и… «(500) дней лета». Фильм, который понравился с первых секунд, с первых кадров. Вместе с героем я сразу и безоглядно влюбился в Зои Дешанель, девочку, может, и не обладающую дорогой внешностью очередной Джессики Альбы, но очень милую, очень настоящую. Как там описывал в фильме Том: «Я люблю ее глаза, ее непослушные волосы, ее смех…» Так и есть, девушка с озорными голубыми глазами, с заразительной улыбкой – рядом с такой, мне кажется, в сто раз интереснее и лучше, чем с гламурной красоткой, проводящей треть жизни в салонах красоты.
— Я не чувствую себя комфортно, будучи чьей-то девушкой. Я вообще не чувствую себя комфортно, будучи чьим-то чем-то.
Герой паренька с сложным именем Джозеф Гордон-Левитт, Том… Эдакий ботаник с богатым, но хрупким внутренним миром, такие встречаются на каждом шагу, кстати. Он совсем не пара свободолюбивой Саммер, это видно сразу. Такие, как она, только полюбуются его внутренними замками и пойдут дальше. Даже несмотря на то, что он красиво умеет рисовать здания и умеет быть забавным. «Ты, как и прежде, мой лучший друг, правда?» После этого понимаешь, что всё. Как ни странно, более губительных для дружбы слов не существует.
Джозеф Гордон-Левитт великолепно справляется с ролью. Вообще пара в центре кадра – самая обычная пара с самыми обычными отношениями, без чего либо головоломного, сверхромантичного, без миллиона роз, без чудес, как в рождественской комедии, без премьер-министров, стучащихся в каждый дом на «самой длинной в мире улице» и без номеров телефонов, записанных на долларовой банкноте, запущенной в торговый оборот американского рынка. Нет, здесь все обычно – обычная встреча, обычное расставание. И оттого эта история кажется настолько близкой. Так все просто и глупо в жизни – убрать элемент киношного чуда, и вот каждый из нас уже может узнать в героях «(500) дней лета» себя, своих знакомых… Эдакая бытовая история, но рассказанная настолько просто и с таким талантом, что ее обаянию сложно не поддаться.
— Мне нравится Ринго Старр...
— Да брось, никому не нравится Ринго Старр!
— Именно это мне в нем и нравится...
Вообще удивительно, как это посреди глобального сценарного кризиса внезапно появились двое дебютантов и выдали такое. Какая там «Голая правда» с их вибротрусами и километровыми штампами? Удивительно, но в «(500) днях лета» даже произнесенное раз семь за минуту слово «пенис» не смотрится пошло и вызывает не брезгливую усталость, а улыбку.
Нет, правда, уже очень давно мне не попадался фильм, в котором каждую фразу хотелось бы выписать в блокнотик и цитировать при случае. Я этого не сделал только потому, что без контекста почти все они потеряют большую часть обаяния. Но стоит только мне вспомнить это: «Дорогая, я должен сказать тебе кое-что. Кажется в нашей ванной комнате целая семья китайцев», как я опять не могу удержаться от улыбки. Это обычные простые человеческие слова, а не реплики персонажей, вот в чем дело. Именно так говорят люди, без пафоса, иногда нескладно, но от их слов не сквозит плохим сценарием.
А вспомните момент, когда Том идет на вечеринку к Саммер и на левой половине экрана показывается то, что он ожидает, а в правом реальность. Как это просто, трогательно и грустно.
В общем, этот фильм, может, и не шедевр – это простая история двух людей, рассказанная простым языком в обход привычного голливудского лоска, и именно этим она меня тронула. Я не увидел здесь надуманности и пошлости, мне ничто не мешало этим дождливым осенним днем полтора часа прожить рядом с героями этой истории, смеяться с ними и грустить с ними… А это дорогого стоит.
— Я рассказываю тебе только о тех отношениях, которые длились долго.
— И что же произошло, почему не получилось?
— То, что всегда происходит... Жизнь...