С этим выдающимся советским писателем и ученым я встретился ещё в 1957 году, когда учил Алфавит. Поэтому получилось удачно, что журналы Техника-молодежи воспринимались, как книжки с картинками. Иллюстрации же А.Побединского и Ю.Случевского к роману«Туманность Андромеды» были великолепны и врезались в память на всю жизнь.
Кроме этого отрывки «Туманности» печатала газета «Пионерская правда»-там были иллюстрации Смехова.
В домашней библиотеке уже был том БП- «На краю Ойкумены- Звездные корабли» (1956 г), но я его прочитал много позже.
А вот «Туманность» пытался читать году в 1960-м, но отец сказал, что я не пойму роман и принес потрепанный сборник рассказов Ефремова. С него и началось настоящее знакомство. Потом в 1963 году я прочел последовательно «Звездные корабли», «Туманность» и «На краю Ойкумены».
Иллюстрация Н Гришина.
А конце 1963 обнаружил в Технике-молодежи в интервью Ефремова , что он дописывает продолжение «Туманности»-повесть «Долгая заря». Которую ждал весь 1964 год. В этом же году на день рождения мне подарили «рамку»-«Сердце Змеи».
Вот так моё знакомство с творчеством писателя шло постоянно из года в год.
Но в начале 60-х фантастов не воспринимали серьёзно, поэтому они выступали героями комиксов и карикатур.
На «Туманность» и «Сердце» в журналах Знание-Сила и Смена были опубликованы пародии. Я прочитал тогда «Сероводородную Афродиту» (1965 г)
В 1965 году отцу в книжном предложили отличное издание «Лезвия Бритвы», но прочитав аннотацию из своих соображений отец книгу не купил, и поэтому этот роман был прочитан мною уже в 70-х годах. Я думаю мистические мотивы.
Для пропаганды Космической живописи Ефремов опубликовал в «Огоньке» балетризованную статью «Космос, космос» о картинах Андрея Соколова. Затем преобразовал её в рассказ «Пять картин».
Зато в 1965-66 годах я взял в библиотеке «Дорогу Ветров» и «Через горы времени», где познакомился с геологической и палеонтологической деятельностью писателя. В последствии в 1969 году купил книгу Рождественского «На поиски динозавров в Гоби» об экспедиции И Ефремова.
Когда в 1965 году получил 1 том БСФ с книжным вариантом «Туманности» прочитал её второй раз.
И наконец в октябре 1968 года Т-М начал печатать роман «Час Быка» опять с иллюстрациями Побединского, преобразованный из повести «Долгая заря». Он пришелся как раз по возрасту и читался до середины 1969 года.
Следующий роман автора «Таис Афинская» пришлось ждать 4 года, хотя в Смене был опубликован анонс «Рок Переполиса».
Это была уже посмертная публикация, потому Что И Ефремов умер осенью 1972 года. В №12/72 Уральского Следопыта Виталий Бугров опубликовал последнее интервью с Ефремовым «Собирающий красоту».
Не стало великого человека- закрыли его роман «Час Быка», но в 1975 году «Молодая Гвардия» издала первое С/С Ивана Антоновича Ефремова. А мне в букинистике удалось купить книжное издание «Часа Быка» с иллюстрациями Бойко и Шалито. https://fantlab.ru/edition37883
Его ученики пытались писать рассказы посвященные автору: Ахметов и Янтер «Синяя смерть» ( 1979 г Олгой-Хорхой)
В альманахе «Поиск-80» была опубликована библиография, составленная его почитателем, но с купюрами.
И только в 1987 году роман «Час Быка» вернули советскому читателю и начали издавать полное собрание сочинений.
Ну, а 1988 году разгорелась борьба за право считаться учениками Великого творца.
В 1991 году Василий Захарченко опубликовал очерк «Роман из вранья» о посмертных происшествиях в семье Ефремова, а Юрий Медведев сделал Ефремова героем своей повести «Протей».
В 21 веке произведения писателя многократно переиздаются, а вот академического С/С так и нет.
Зато фанфиков написали уже достаточно. Я предлагал админам открыть межавторский цикл «Великое Кольцо Ивана Ефремова», но не был поддержан модераторами. На том и расстались.
Приложение:
«Темное Пламя» https://fantlab.ru/edition68144