...На презентации кинотеатра «Пионер» собравшемуся бомонду был показан новый отечественный анимационный блокбастер «Первый отряд». Вот на этом я бы хотел остановиться поподробней.
Фильм придуман и снят нашими, но рисовали японцы. Естественно, если бы наши еще это и нарисовали, была бы совсем уж полная труба.
Фильм повествует о битве 6-го отдела ГРУ, поставившего паранормальные способности советских граждан (в основном детей!) на службу СССР, с эсесовским «Аненербе», занимающимся оккультизмом и черной магией. Главная героиня, худосочная девочка-ясновидящая по имени Надя, выполняет главное задание Родины и сурового генерала Белова: проникнув в потусторонний мир при помощи специальной, изобретенной в подвалах Лубянки машины, Надя должна использовать казненных фашистами в первые дни войны героев-пионеров, бывших сотрудников 6-го отдела, и вместе с ними на астральном уровне замочить рыцаря-мага фон Вольфа, дух которого «Аненербе» при помощи черной магии сумел поднять со дна Чудского озера и бросить в бой с советской Россией.
Сюжет вполне в духе «Мифогенной любви каст» Ануфриева — Пепперштейна. При пересказе звучит вполне, правда? Однако смотреть все это скучно до зевоты. И дело вовсе не в качестве анимации и сцен: и художники, и режиссер вроде бы честно постарались сделать все на уровне мирового аниме.
Проблема в концепции. Когда грозный рыцарь фон Вольф, восставший из ила русского озера, облачается в роскошные доспехи крестоносца, садится на красавца коня и на всем скаку сносит заветным мечом голову советскому политруку, он сразу становится главным героем фильма, несмотря на всю свою инфернальность. Почему? Потому что за ним стоит мощный эпос: «Старшая Эдда», нибелунги, меч Зигфрида, руны, Рихард Вагнер с полетом валькирий и траурным маршем из «Гибели богов».
Такое случалось часто с советскими фильмами, где красавцы эсесовцы оказывались притягательнее красноармейцев.
Что стоит за советскими пионерами? Красный галстук с маршем Дунаевского, линейка в пионерском лагере, Мальчиш-Кибальчиш, горн, барабан и песня: «Как хорошо в стране советской жить!» Никакой мифологии за спиной у бледной девочки Нади нет, разве что Ленин в стеклянном гробу.
В фильме Наденьку преследует парочка энергичных эсесовских девушек-агенток, изящных и вполне сексуально привлекательных, не без лесбийской темы. Смотреть на них куда интересней, чем на несчастную, словно вывезенную по «дороге жизни» из блокадного Ленинграда Наденьку, которую по фильму просто по-человечески (и по-астральному!) жалко.
Советская идеология на мифологию не тянет.
Для исправления сего мифологического перекоса авторами вводится в фильм некий православный монах-отшельник, напутствующий Наденьку и навешавший своим посохом (Гендальф из Оптиной пустыни?) пиздюлей лесбийско-эсесовской парочке.
Однако православие с пионерской организацией как-то не очень сопрягаются. Посох монаха сюжету не помогает. Я все ждал, что Наденька хоть разок перекрестится... Увы.
Вспомним, что пели православные обыватели о первых советских пионерах:
Пионеры юные, головы чугунные,
Сами — оловянные, черти окяннаые!
Вспомним, что висело в пионерских лагерях в красных уголках: «Бога нет и никогда не было!» Вспомним, что распевали первые пионеры:
Долой, долой монахов, долой, долой попов!
Мы на небо залезем, разгоним всех богов!
Какой там выход в астрал...
В целом фильм попахивает идеологическим заказом.
Унаследовав советское прошлое этически и исторически, оправдав почти все преступления сталинского режима, нынешние кремлевские идеологи пытаются романтизировать СССР, вдохнуть в него новую жизнь, по-новому героизировать его историю, сделать его интересным и загадочным хотя бы на уровне анимационной мифологии.
Но мифогенной любви у пионеров не получается.
Совок остается совком. А рыцарь фон Вольф — рыцарем фон Вольфом.