Звездные войны джедай и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > «Звездные войны»: джедай, и нет ему конца!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Звездные войны»: джедай, и нет ему конца!

Статья написана 16 декабря 2017 г. 00:13

Опубликовано на портале Rus.Postimees.

Сегодня пятница, 15 декабря, и фильм «Звездные войны. Эпизод VIII. Последние джедаи» посмотрело в Эстонии и мире не так много человек. Так что, скажу сразу, я постараюсь воздерживаться от спойлеров. Тем более, что, как учат нас «Звездные войны», смотреть нужно всегда не на внешнее, не на форму как таковую, а на внутреннюю правду.

...И видел я ваше Сопротивление известно где

С «Последними джедаями» произошло примерно то же, что в свое время случилось с фильмом «Гарри Поттер и узник Азкабана», третьим в сказочной эпопее по романам Дж.К. Роулинг. Напомню: после двух вполне детских лент, снятых Крисом Коламбусом, на третий фильм был приглашен режиссер Альфонсо Куарон, на тот момент известный отличным и совершенно недетским фильмом «И твою маму тоже». Итог обрадовал не всех поклонников Мальчика, Который Выжил, – но точно стал одним из лучших фильмов о Гарри.

Студия «Дисней» явно понимала, что очередным «Звездным войнам» тоже требуется свежий взгляд, отличный от взгляда как Джорджа Лукаса, так и Дж. Дж. Абрамса, который, конечно, крепкий постановщик, порукой чему – предыдущая лента франшизы, «Пробуждение Силы», но... Это «но» приняло в итоге форму режиссера Райана Джонсона, в активе которого – потрясающая фантастическая «Петля времени», фильм умный, мрачный и мощный. И Джонсон сделал в результате свои «Звездные войны» – не то чтобы «с блэкджеком и шлюхами», как выражается робот Бендер из «Футурамы», но близко к тому.

Если уж анализировать «Последних джедаев» (не факт, что это надо делать, вообще говоря: «Звездные войны» всегда умело притворялись простым развлекаловом, хотя были и остаются чем-то большим), можно увидеть – простите меня, Йода и Люк, – именно что битву Светлой и Темной стороны Силы. С той поправкой, что бьются тут не Добро и Зло, а Новизна и Традиция. Перед Райаном Джонсоном стояла сравнительно неразрешимая задача: Традицию следует блюсти – нельзя отторгать уже имеющихся поклонников саги; но и перегибать палку не стоит – сага должна куда-то развиваться.

Дань Традиции вроде как отдана. Как «Пробуждение Силы» следовало в общих чертах «Новой надежде», первому фильму саги, так и «Последние джедаи» следуют его продолжению, ленте «Империя наносит ответный удар». Там юный Люк (Марк Хэмилл) летел на планету Дагоба, чтобы пройти джедайское обучение у мастера Йоды, – тут юная Рэй (Дэйзи Ридли) летит на планету Ач-То, чтобы пройти джедайское обучение у Люка Скайуокера (и в обоих фильмах есть пещера, в которой герой/героиня сталкивается с Темной стороной). Там Империи удавалось почти уничтожить Сопротивление – и тут Первому Ордену удается почти уничтожить Сопротивление. Там герои доверяются космическому прохиндею Ландо Кальриссиану – и тут герои доверяются космическому прохиндею Диджею (отличная и неожиданная роль Бенисио дель Торо). Там Дарт Вейдер, повинуясь Императору, ищет Люка Скайуокера – и тут Кайло Рен (Адам Драйвер), повинуясь Верховному Вождю Сноуку (Энди Серкис), ищет Рэй. Там шагали по белым снежным полям машины Империи – и тут шагают по белым солевым полям те же машины, пусть уже и не Империи...

Сюжетные параллели налицо. Но вот какое дело: если в «Пробуждении Силы» это были именно что параллели, так что в известном смысле смотреть эпизод было скучновато, в «Последних джедаях» практически каждая параллель оказывается на поверку перпендикуляром. Читатель ждет уж рифмы «розы», а получает рододендрон. Или кактус. Или и вовсе баобаб. Взять хотя бы тайну происхождения Рэй, в которой нежданно-негаданно проснулась Сила – с чего бы? Ну да, самый очевидный вариант ответа – Рэй чья-то дочь (как Люк оказывался сыном сами знаете кого). Это вроде как ясно, все гадали только, кто именно стал ее папашей: Люк, или Хан Соло, или, чем черт не шутит, таинственный Сноук. Ха-ха, скажем мы...

Ярче всего слом паттернов проявляется в ключевой фигуре восьмого эпизода. Почему Люк Скайуокер (поверьте, такого Марка Хэмилла мы еще не видели) самоустранился и улетел отшельничать к черту на кулички? С какой бухты-барахты он говорит (это не спойлер, а трейлер), что с джедаями надо покончить? «Пробуждение Силы» заканчивается на том, что Рэй прилетает на остров, где живет Люк, и протягивает ему световой меч. Солнце, море, скалы, торжественная музыка, старое поколение встречает новое... Пафос, короче говоря, такой, что хоть платки отжимай. Плохой режиссер и продолжил бы в том же духе. У Райана Джонсона Люк берет меч, корчит гримасу, швыряет оружие в кусты и уходит: улетай, мол, откуда прилетела, видел я ваше Сопротивление известно где. (Нет, потом всё будет, но это ведь потом...)

Кто утюжит мундиры галактических господ?

И так весь фильм. Всякий персонаж оборачивается к нам неожиданной, не вписывающейся в черно-белую бинарность стороной. Все оказываются в итоге сложными, очень живыми людьми (я имею в виду, в противовес «героям» и «злодеям», а не инопланетянам и роботам). Никто не застрахован от ошибок. Более того, даже самый проникновенный героизм может вылиться в пшик или принести противоположные результаты. Пафос – всего лишь пафос, другая сторона слабости, а то и психотравмы: Кайло Рен носит закрывающий лицо шлем, потому что хочет быть как Дарт Вейдер, и Сноук, назвав шлем-маску «смехотворным», вызывает у Рена очередной приступ неконтролируемой ярости. Но ведь и сам Сноук получит свое, как только забудется и впадет в грех самодовольства...

Такое впечатление, что Сила не любит увлекающихся страстями идиотов, и неважно, какой именно аффект тебя гложет и на какой стороне ты творишь глупости, Светлой или Темной. Бескрайнее самоуничижение губит личность ничуть не хуже бескрайней гордыни. Настоящий джедай идет срединным путем и настолько вне любых противоположностей, что для них его словно бы и нет; оттого джедай и бессмертен. Становится понятен успех мастера Йоды: быть джедаем – значит быть живущим только здесь-и-сейчас самураем, своего рода дзэн-буддистом, который перпендикулярен миру страстей, ржет над догмами и стоит за пределами борьбы мнимых «истин». Этот-то урок и получает в фильме Люк, возвращая себе – по крайней мере на один эпизод – звание главного героя эпопеи.

Может быть, поэтому в «Последних джедаях» появляется добрый друг дзэн-буддиста – юмор. Он, само собой, и раньше ночевал в «Звездных войнах», но редко совмещался с пафосом. Райан Джонсон меняет правила – и вот уже пилот По Дэмерон (Оскар Айзек) вовсю троллит придурковатого генерала Хакса (Донал Глисон): «Мне нужно связаться с Хаксом... чтобы сообщить ему кое-что очень важное... о его матери...» При Джордже Лукасе это было невозможно, как невозможен был при нем и Финн (Джон Бойега) – имперский штурмовик, вставший на путь истинный.

Другой пример: в эпизоде «Империя наносит ответный удар» корабль Дарта Вейдера был вылитый утюг, но, понятно, стыдно было тому, кто об этом думал. В «Последних джедаях» тоже возникает корабль в форме утюга – после чего мы видим робота, утюжащего мундиры Первого Ордена. А вы думали, отчего эти вояки всегда как на параде? А вот! И эта сцена глубже, чем можно думать: слуги, которые ухаживают за одеждой галактических господ и подметают храмы джедаев, торговцы оружием, наживающиеся и на Первом Ордене, и на Сопротивлении, «простые» ремонтники и конюшие – это ведь тоже мир, перпендикулярный бинарности «героев» и «злодеев», и немудрено, что им в восьмом эпизоде уделяется столько внимания.

И еще один момент, который выводит сагу из сказочного пространства абсолютных величин в реальность, где всё относительно. По-моему, впервые нам показывают, что ключевой конфликт прошлого – схватка Люка Скайуокера и Кайло Рена в храме джедаев – являет собой не факт, а трактовку (как и любое историческое событие в принципе). Эту сцену мы видим трижды: сначала глазами Люка, который явно чего-то не договаривает, потом глазами Кайло Рена, который то ли врет, то ли трактует события сильно по-своему, потом вновь глазами Люка, который не врет... но и истиной воспоминание назвать трудно: речь о сильно субъективном восприятии опять же в состоянии аффекта. И вот это – настоящий прорыв: нас де-факто убеждают в том, что правды о том, что у них там случилось, мы не узнаем никогда. Нет правды на земле...

Но кому нужна эта правда? Джедай существует только здесь-и-сейчас – и только в моральной системе координат. Делай что должно, и будь что будет. Что будет дальше – узнаем через два года. Но уже отрадно то, что теперь – да, только теперь, – в «Звездных войнах», вышедших благдаря Райану Джонсону за пределы ненатуральной и прискучившей уже борьбы Света и Тьмы, возможно действительно всё. Тем, согласитесь, интереснее.





1928
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 декабря 2017 г. 01:06
И все равно фильм не сильный.

В последнем предложении одно слово с ошибкой. 8-)


Ссылка на сообщение16 декабря 2017 г. 08:50
Браво! Отличный отзыв.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2017 г. 09:31
:beer:


Ссылка на сообщение16 декабря 2017 г. 12:47
Вот за это, Николай, я и уважаю ваши отзывы и обзоры. Не смотря на то, что иногда они меня просто выкашивают.8:-0
За независимость суждений и ясный взгляд на очевидные вещи.
И покуда вы такой, сударь, я не отпишусь от вашего блога, сколь бы он меня не выбешивал порой.
Браво и спасибо!


Ссылка на сообщение18 декабря 2017 г. 12:05

цитата

имперский штурмовик, вставший на путь истинный

Вы, наверное, хотели сказать «повстанческое отродье»? :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 декабря 2017 г. 22:58
Я сказал что хотел :-)))


Ссылка на сообщение18 декабря 2017 г. 16:31
Фильм очень средненький и не лучше «Призрака в доспехах». И, да: «Повстанческое отродье!» :). Плюс ужасающе режущая глаз компьютерная графика в сцене, например, побега Финна и Роуз на имперском шагоходе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 декабря 2017 г. 22:19
Rebel scum -- холоп Повстанцев.
 


Ссылка на сообщение18 декабря 2017 г. 22:23
«Чей холоп будешь :-D:-)))
 


Ссылка на сообщение18 декабря 2017 г. 22:58
Не заметил, что само по себе говорит о чем-то. И вообще, хуже компьютерных мертвецов Лейи и Таркина (кажись) в унылом «Изгое-один» — не придумаешь. У Райана Джонсона есть и масштаб, и что сказать, в отличие от.
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2017 г. 00:27
Конечно, есть! Но необходимость попасть в прокат в материковом Китае и желание сшибить побольше бабла в странах третьего мира — очень сильно связывает руки любому режиссёру.
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2017 г. 09:32
Я бы не сказал. О чем и мой текст выше. Я видел, конечно, и альтернативные мнения, по которым руки режиссера связаны мерчандайзингом, например, а появление актеров с азиатскими чертами лица трактуется, наоборот, в духе расширения расовых границ. Тут «каждый видит лишь то, что в нем и так уже есть». Что я вижу — я написал :beer:
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2017 г. 07:40
Ну, Таркина-то живой человек играл (если верить Википедии). Просто лицо обрисовали...
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2017 г. 08:53
Так и Лею тоже. Mo-cap обычный.
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2017 г. 09:29
Ну так страшно вышло, неестественно и пошловато.
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2017 г. 11:32
Нормально вышло. Примерно как сток футадж.
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2017 г. 17:24
Не.


Ссылка на сообщение20 декабря 2017 г. 00:33
Слабоват новый эпизод, ожидалось большего, но за рецензию все равно спасибо.


Ссылка на сообщение21 декабря 2017 г. 17:06
За рецензию спасибо огромное, конечно. Но это не изменит один факт — фильм просто кошмар. Растянутое до невозможности повествование. Нелогичные действия героев заставляют только закатывать глаза и спрашивать себя «зачем?». Сюжетные нестыковки и дыры громадных размеров. Новые персонажи, представленные нам в 7 эпизоде, не раскрыты совсем. В общем, нет слов, чтобы описать моё разочарование. Жаль...


Ссылка на сообщение23 декабря 2017 г. 12:47
Отличная рецензия, спасибо.
По комментам видно насколько мало люди склонны прощать режиссеру самостоятельность :)) «Это не то, что я ожидал увидеть» — для многих смертный грех.
А по мне, так куда интереснее.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2017 г. 14:37
Вот мне тоже так кажется :beer:


Ссылка на сообщение23 декабря 2017 г. 17:08
Тут стучали кружками пива. :beer: Редкий, но меткий знак. Просто здорово.
Когда на экран выползло... эээ... вылились... эээ....
Короче, дерьмо под номером семь не сливал только ленивый. Жалкое подобие ПЕРВОГО фильма было потрясающе. Когда убогость локаций уступало даже первому фильму, а жалкие клоны героев не шли даже в подметки тому же первому...
И тут! Ну вот есть коньяк — это первые два фильма. Ну... Есть виски — попытки Лукаса чего-то там в трилогии (детский фильм номер раз не считать! Это студия «Союздетфильм»). Ну... А теперь вариант «бодунино» (вместо «бордолино»).
Муйня (термин Лукьянова, журнал «Полдень») седьмого фильма показывало мохнатобровую истеричку, неубиваемую Мэри-Сью, сантехника (Дас ист фантастиш!), технологию Бене-Гессерит (помните украденную сцену воздействия голосом на штурмовика) и сопротивления в духе белорусских партизан (в 1975 году).
Здесь уже самогон покрепше.
Ну а фильм... Берем друзей и подруг — идем в кабак. Качаем на торрентах...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 декабря 2017 г. 14:38
Это Лёша Лукьянов написал «муйня» про седьмой эпизод или?..
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 00:52

цитата hellsing

Короче, дерьмо под номером семь не сливал только ленивый.

Я уже Вам советовал выбирать выражения, когда комментируете статьи в этой рубрике. В следующий раз будет официальный пред.
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 21:23
«Господа, так будем толерантными.
Мы ж принадлежим к интеллигенции.
Называть отныне будем недругов
«Массою особой консистенции».
А термин Лукьянова так прекрасно и гармонично лег в его великолепные рассказы, что я его как знак помечаю — ну, это принадлежит «Песи-коле» (товарный знак), это «Уолт Дисней»(товарный знак), а это вот... Ну как еще назвать, чтоб не матом!


Ссылка на сообщение25 декабря 2017 г. 17:05
Первая часть новой эпопеи настолько разочаровала, что зареклась ходить на продолжения.
И не пойду. Неужели что-то способно изменить это мнение? Нет, пожалуй, как бы не хвалили — не пойду. Актёры никакие, сюжеты глупые, самоповторы повсеместные...

А вообще я странный человек, который больше всего любит «Скрытую угрозу» и считает его лучшим фильмом цикла. Лучше пересмотреть лишний раз и махнуть на новое рукой.


⇑ Наверх