«Книжный бизнес продолжает использовать экономические рычаги, которые привели к кризису»
Можно ли сказать, что ситуация на книжном рынке постепенно выправляется?
За полгода книжный рынок значительно изменился. Насколько я могу судить, особенно остро кризис проявляется в провинции. Там падение продаж существенно — от 30 до 50%. В столицах и городах-миллионниках падение меньше (5 — 10%). Все эти цифры очень приблизительны, но тенденция именно такова. Дополнительно разворачивается целая цепочка кризиса неплатежей. Оптовые фирмы («Топ-книга» и другие) задерживают платежи издательствам за реализованные книги в среднем на полгода. Издательства, в свою очередь, не платят вовремя типографиям и задерживают выплаты роялти авторам. Кстати, еще одно следствие кризиса — резкое снижение размеров авансов для авторов (особенно для новичков). Если до кризиса они могли рассчитывать на суммы от 30 000 до 1 000 000 рублей, то сейчас распространенным стал аванс 10 000 – 15 000 рублей или вообще переход на безавансовое издание.
Но «дно» все-таки осталось позади?
Я полагаю, что дно кризиса не наступило — впереди еще более непростые времена. Одним из очевидных следствий кризиса стало уменьшение количества новых проектов, сокращение издательских портфелей, стремление издательств сконцентрироваться на тех книгах, которые можно будет продать в кратчайший срок, и отказ от «рискованных» книг. Особенно остро кризис почувствовали на себе крупные издательства, поскольку именно они работали на провинциальных рынках особенно успешно — и именно эти рынки сейчас в наибольшей степени страдают от кризиса.
Также тяжелые времена переживают оптовые фирмы-посредники, поскольку они принимают на себя основной удар неплатежей от розничных и оптовых сетей. Насколько мне известно, оптовые сети вводят принцип «выборочной» оплаты для поставщиков, то есть платят тем из них, у кого на руках бестселлеры (настоящие и будущие), и задерживают оплату тем, кто ориентируется на «длинный хвост».
Чем можно объяснить факт, что кризис так «затянулся»?
Можно сделать вывод, что кризис принял у нас почти катастрофический характер из-за того, что книжная экономика (как и вся остальная) сориентирована не на средний и малый издательский бизнес, а на крупный корпоративный, который не в состоянии гибко реагировать на изменившуюся ситуацию и продолжает использовать те же экономические рычаги, которые и привели к кризису. Концерны, захватившие почти весь рынок, очень медленно поворачиваются в сторону изменившегося спроса. А он стал более «нишевым», штучным.
В тяжелом нокдауне оказалась так называемая «гламурная литература», равно как и «офисная» проза. Тому примером — полный рыночный провал последнего романа Сергея Минаева «Р.А.Б.» и проекта «Оксана Робски». Нельзя, однако, сказать, что эти тренды последнего трехлетия сменяются какими-то другими или что в выигрыше оказались издатели «серьезной» литературы. Они вынуждены продавать свои книги на рынке, выжженном напалмом масскульта, который производят корпорации. Позитивным является появление крошечных очагов книжной торговли, нацеленных на «своего» покупателя и не ставящих знак равенства между книгой и йогуртом, например, открытие магазина «До-До Букс» в Москве.