Как утверждал этот человек (впрочем, может ему приписали недоброжелатели):
— Нельзя сказать ничего такого, что не было бы сказано ранее.
Римский комедиограф ІІ века до н.э. Теренций Публий Афр, (т.е. африканец Публий, отпущенник Теренция) широко известен благодаря своим комедиям, дошедшим до нас в полном объеме. Жизнь Теренция и судьба его произведений столь же удивительны с первого взгляда, сколь нравоучительны при внимательном изучении.
Официальная версия жизни Теренция выглядит следующим образом. Кем по происхождению был этот африканский ребенок, попавший рабом в Рим после разрушения Карфагена мы никогда не узнаем. Зато о его дальнейшей истории нам подробно (и необязательно правдиво) рассказал Светоний Транквилл. Теренций наверное был талантлив. По словам современников, своим талантом он заслужил любовь хозяина, обучение и в итоге свободу. На свободе юный Теренций практически сразу же оказался под покровительством семьи Сципионов — Луция Эмилия Павла и его сына Публия Корнелия Сципиона (младшего). За свою короткую творческую карьеру Теренций пишет 6 комедий, последняя из которых «Братья» была поставлена на похоронах Эмилия Павла в 160 г. до .н.э., после смерти которого Теренций прекращает лит деятельность и уезжает в Грецию, где вскоре умирает (или гибнет) по неизвестным причинам.
Сколько раз перечитываю, столько не понимаю. Дело даже не в прочих свидетельствах о жизни Теренция, пока не упомянутых нами, благо их можно было бы попробовать списать на попытки очернения или стандартно скандальный характер жизнеописаний от Светония. Элементарный здравый смысл заставляет усомниться в вышесказанном.
Первый, к тому же не вызывающий сомнений, факт – Теренций не обладал сколь-нибудь выдающимся талантом. В доказательство можно почитать его произведения, которые имеют весьма малое отношение к юмору. И это не проблемы перевода – как известно 5 из 6 «типа комедий» были полностью провальными еще при первых постановках. А если Теренций не был древнеримским аналогом Александра Сергеевича, то и причины, по которым один римский вельможа дал ему образование и свободу, а второй содержал до своей смерти, должны быть иными.
Кроме того, Теренций был карфагенянином. Кто-то может себе представить причины, по которым после недавней войны с Грузией один российский депутат привезет и воспитает грузинского подростка, а второй депутат будет до конца жизни его спонсировать? Но война с Грузией и близко не подходит по степени межнациональной неприязни к отношениям Рима и Карфагена, и если это невозможно сейчас, то уж тем более было невозможно во времена куда как страшнее и суровее нынешних.
В современном мире Теренция можно было бы назвать литературным вором, потому как его произведения это не более чем переводы недошедших до нас греческих авторов*. /*В качестве отступления заметим, что если и 23 столетия назад авторы, не стесняясь, приписывали себе чужие произведения, только на том основании, что большая часть публики не знакома с первоисточником, то как можно требовать от современных авторов оригинальности. Так вот, хотя Теренция можно было бы назвать литературным вором, он не был им, так как не являлся фактическим автором своих комедий, в чем был неоднократно обвинен и в чем собственноручно признался в прологе к последней комедии «Братья».
Учитывая вышесказанное, возникает вопрос, как бесталанный потомок врагов Рима смог приобрести известность при жизни и славу выдающегося римского комедиографа в веках? Ответ, который предлагает нам Светоний, традиционно считается скандальной попыткой очернительства первого негра в литературе, поэтому на нем мы останавливаться не будем.