По просьбе критика Василия Владимирского написал статью для интернет-журнала «Питербук».
Главных — не обязательно лучших. Я не называю лидеров, а скорее, вспоминаю некоторые вехи пути.
Дмитрий Колодан. Другая сторона (год выхода 2008)
Первая «ласточка» грядущего обновления российской фантастики (как мы тогда думали). Роман Дмитрия Колодана — это фактически роман Джеймса Блейлока, который сам Блейлок забыл написать. Насквозь калифорнийско-американский, полный иронии и аллюзий, британского юмора и нонсенсов, он был настолько далек от российской фантастики тех лет, что казался присланным из другого мира. Или — переводом на русский одного из столпов «new weird».
Главный герой, Наткет, после смерти отца возвращается в родной город, чтобы понять, что тот полон удивительных чудес. И что рассказы отца — совершенно фантастические, — были чистой правдой.
Если вы вспомните фильм Бертона «Большая рыба», то будете правы (и автор явно указывает в тексте на сходство). Если увидите аллюзии на «Волшебника страны Оз» и «Бурю» Шекспира — не ошибетесь. Колодан живет и дышит литературой, правда, в основном англоязычной.
«Другая сторона» была заинтересованно встречена любителями фантастики (золотой Роскон 2008 тому пример) и не замечена вне. Может быть, зря.
Это классический роман «обретения себя», написанный ярко и необычно. Колодану прекрасно удается создать атмосферу, где чудеса возможны и даже обязательны. Уютный мир, симпатичные герои, необычные ситуации. Абсурд и легкий гротеск (но очень милый). Роман несколько неровный, словно ребенок прибежал показать гостю сразу все свои любимые игрушки, так, что они не помещаются в руках и падают на пол, но этим роман тоже симпатичен.
Причудливый дебют. И единственный на настоящий момент законченный роман автора (кроме великолепного «Бармаглота»).