В серии «Мир фантастики» издательство «Азбука» в последние два года пытается переиздать все лучшее из старой доброй советской фантастики, на чем многие из нас были воспитаны, а для некоторых это просто неизведанная территория. Уже вышли авторские тома Кира Булычева, Сергея Снегова, Евгения Гуляковского, Владимира Михайлова, Александра Мирера, Сергея Павлова и Владимира Савченко; идет подготовка к печати еще нескольких авторских томов других писателей. Но у многих советских фантастов просто не было столько хороших произведений (которые к тому же выдержали проверку временем), чтобы собрать из них авторский том (или том на двоих — да, да, скоро такие будут). Поэтому появление в серии антологии лучшей советской фантастики — это, практически, неизбежность. Я помню как все это начиналось, эта идея появилась у составителя книги Александра Жикаренцева еще несколько лет назад. И все это время он читал, перечитывал, оценивал, отбирал, определял порядок в томах. Это гигантский труд, вы даже не представляете себе сколько на него было затрачено времени. И будьте добры, оцените его по достоинству.
Теперь пора предоставить слово самому составителю книги, вот цитата из его предисловия, объясняющая принципы составления книги:
цитата
...Но прежде чем немного рассказать о первом из этих трех сборников — небольшое предуведомление. Мы специально не включали в наши антологии вещи таких известных писателей, как Александр Беляев, Иван Ефремов и братья Стругацкие. Зачем? Эти писатели обильно издаются, все их лучшие произведения легко купить, книги этих авторов постоянно обсуждают, уж кто-кто, а они известны читателю.Также в этих сборниках вы не найдете творчества Александра Казанцева и Георгия Мартынова, весьма популярных в советское время фантастов. Тут причина простая: их самые лучшие, можно сказать знаковые, произведения — объемные, большие романы, повести же и рассказы мало что собой представляют в литературном смысле, а печатать авторов по принципу «лишь бы было», извините, дурной вкус.
Также в этом томе вы не увидите некоторых знаменитых имен, в частности Севера Гансовского, Ильи Варшавского, Ольги Ларионовой. Скажем прямо: сборники лучшего из творческого наследия этих писателей (у Севера Гансовского и Ильи Варшавского будет один том на двоих) готовятся к выходу в нашей серии «Мир фантастики».
И еще одна цитата, теперь уже аннотация к книге:
цитата
Расцвет русской фантастической прозы совпал с годами хрущевской «оттепели» и ею же был, без сомнения, вызван. Владимир Савченко, Анатолий Днепров, Ариадна Громова, Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов с их знаменитым «Экипажем „Меконга“», Илья Варшавский, Дмитрий Биленкин... Список можно множить и множить, отечественных писателей-фантастов будто прорвало, читательский спрос на фантастику в те времена был не меньшим, чем спрос на американские джинсы, которыми, как известно, торговали только из-под полы. Скоро новые имена если не затмили, то сильно потеснили таких признанных мастеров жанра, как Александр Беляев и Иван Ефремов. Одни братья Стругацкие с миром Полудня, таинственной расой Странников и марсианскими летающими пиявками чего стоят.В этом томе антологии отечественной фантастики, который мы подготовили, собраны и размещены по принципу хронологии лучшие образцы жанра 1950 — начала 1970-х годов. Некоторые произведения — например, роман Виктора Невинского «Под одним солнцем», давший название сборнику и не переиздававшийся с 1964 года, или повесть Ариадны Громовой и Рафаила Нудельмана «Вселенная за углом», первый и единственный раз напечатанная в 1971 году в альманахе «Мир приключений», — на страницах нашей антологии, по сути, обретают вторую жизнь. И поверьте нашему вкусу — ни одно произведение, включенное в книгу, не состарилось со временем и будет так же интересно читателю, как в те далекие годы, когда было написано. Во всяком случае, мы надеемся.
Книга выходит хоть и в серии «Мир фантастики», но не в стандартном серийном оформлении, а в специальном, подарочном, с использованием всех современных технологий изготовления обложки: тут и печать плашечным золотом, и сложное тиснение блинтом, и тиснение бронзой, и припрессовка пленки, и выборочное лакирование... Плюс у книги есть ляссе, что, согласитесь, для книг с тиражом в 4000 экземпляров редкость.
Вот титульные полосы книги:
Начало каждого произведения антологии оформлено в стиле иллюстраций советских сборников рассказов, это смотрится просто прекрасно:
Осталось показать вам содержание первого тома антологии:
Оформление обложки и иллюстрация на обложке Сергея Шикина. Иллюстрации в книге Владислава Шикина. Составитель книги Александр Жикаренцев. Тираж 4000 экз. 928 страниц.