20 июня исполняется 83 года со дня рождения Юрия Иосифовича Визбора — одной из звёзд первой величины в бардовской песне эпохи СССР. Жизнь его оборвалась всего в 50 лет, но написанное и спетое им — сделало его одним из основоположником этого жанра. А ведь ещё были журналистика, проза, сценарии и драматургия, живопись и, конечно, его кино-роли. На мой взгляд, это достойно сравнения с титанами эпохи Возрождения.
Сначала небольшое и вроде бы не имеющее отношение к теме «ностальгически-мемуарное» отступление... Мне было не более десяти лет, когда к нам в Москву на пару дней весной приехал «с Северов» какой-то дальний родственник — именно так в моём тогдашнем понимании и должен был выглядеть Настоящий Полярник: меховые унты и огромная лохматая шапка с хвостом неведомого мне зверя. Особенно мне запомнилось и несказанно меня удивило, что наш пёс (совершенно безбашенный фокстерьер, кидавшийся в драку с любой собакой невзирая на весовые категории) вдруг забился куда-то в угол и стал поскуливать с подвыванием... «Вот ведь что значит память предков, — прокомментировал наш гость, — чует запах волчьей шерсти, хоть волков псина ваша наверняка никогда в глаза и не видела!»
Жили мы тогда считай что на окраине Москвы, — от ВДНХ ещё на автобусе минут двадцать с гаком, да и вся «оранжевая ветка» тогда была ещё лишь «огрызком от Проспекта Мира до ВДНХ» и продлили ветку в обе стороны лишь лет через десять. Помню, как бурно мои мама, папа, дедушка и бабушка обсуждали что надо «отвезти гостя в город» и что там показать — обсуждали, пока гость не сказал как отрезал, что, мол, де он столько раз на зимовке перечитывал Гиляровского, что, кроме как на высший разряд Сандуновских бань, он ни на что не согласен... Было это, видимо, достаточно для мамы с бабушкой неожиданно, но они быстро сориентировались и, чтобы это не выглядело как «отец с другом пиво пить в баню ушли», отправили в Сандуны и меня — и педагогика тут, и мужики подсознательно «лишнего на грудь» себе принять не позволят, а «заодно и помоется». Не помню насчёт «помоется», но наплавался я там в бассейне (ранней весной! на зависть всем своим друзьям!) до полного одурения.
А потом как-то неожиданно выяснилось, что в записной книжке нашего гостя есть ещё один адрес «тут же на Неглинке» куда ему обязательно надо зайти — мол, «был у нас на Северах журналист, классный парень, дал адрес, сказал будете в Москве — заскакивайте«! Обнаружился прямо в бане(!) ещё не повсеместный по тем временам городской телефонный аппарат... А потом — ещё одно ярчайшее воспоминание детства: сколько разных вкусностей можно накупить в магазине за один раз. В итоге я оказался в комнате, где и без нас народ уже сидел почти друг на друге и по рукам кочевало две или три гитары. И вот тут, к моей гордости, обнаружилось, что я знаю слова и могу петь наравне со взрослыми бóльшую часть звучащих здесь песен — и особенно часто, когда гитара была в руках у улыбчивого круглолицего дяденьки чуть помладше моего отца. Так что строки Дмитрия Сухарева: «На Неглинной у Адели, где игрушки на полу, / Пили, ели, песни пели, дочь спала в своем углу» — это чуть-чуть и про меня...
Жаль, что я совсем не помню, была ли там и тогда дочь Юрия Визбора и Ады Якушевой — «та самая Татьяна», о которой Юрий Ряшенцев в 1983 году, будучи ведущим на встрече выпускников МГПИ, сказал: «А это одно из лучших произведений авторской песни». И, увы, не помню, была ли там и тогда Ада Якушева... Но для меня сегодняшнего — имена Юрий Визбор и Ада Якушева кажутся навсегда неразделимыми, несмотря на все их дальнейшие личные жизненные перипетии. И поэтому вместе с библиографией Юрия Визбора я одновременно делал и открываю библиографию Ариадны Адамовны Якушевой. Она скончалась в 2012 году, пережила Визбора на 28 лет; если сравнить годы смерти — минула целая эпоха. Светлая память Ариадне Адамовне... «Можешь совсем уйти, только свети, свети»...
=======
Я намеренно ничего не стал дублировать из биографий сопровождающих библиографии Визбора и Якушевой. Но, как говорится, самое лучшее, что могут сделать люди за всю свою жизнь, — это их выросшие дети и внуки. Поэтому надеюсь порадовать ценителей этих моих любимых авторов двумя видео-роликами:
1. «Вечер бродит по лесным дорожкам» исполняют Ада Якушева с дочерьми Татьяной Визбор и Дарьей Кусургашевой (Грушинский фестиваль, вторая половина 80-х годов)).
2. «Ты — моё дыхание» исполняют Татьяна Визбор с дочерью Варей. Гитары: Юра Визбор-младший, Дима Григорьев (Пятый концерт «Наших песен удивительная жизнь», 2008 год).
=====
P.S. Моё большое и искреннее спасибо всем, кто помогал мне в составлении и редактировании данных двух библиографий и этой статьи.