Борис Моисеевич Смоленский — советский поэт предвоенного поколения романтиков «коминтерновского» интернационализма, переводчик.
Родился в 1921 году в Новохоперске Воронежской области. С 1921 по 1933 год семья поэта жила в Москве. Его отец, журналист Моисей Смоленский, в то время возглавлял отдел в газете «Комсомольская правда»; очеркисты Комсомолки называли его Кэпом, или Штурманом четырёх ветров. В начале 1930-х годов, сразу после окончания строительства Магнитогорского металлургического комбината и запуска первых доменных печей, Смоленский во время трехнедельных зимних каникул едет вместе с отцом в командировку на Урал. Впечатления от поездки надолго запомнились Борису. Здесь он впервые увидел, что такое тяжёлый труд людей, познакомился с суровой природой Сибири, наглядно понял, в каких невыносимых условиях зачастую приходится работать его отцу: «Он вытащил записную книжку и, неуклюже держа карандаш в замёрзших пальцах, записывал по нескольку слов на страничке». С Урала Борис увёз свои первые стихотворные строчки, которые «вдруг пошли лепиться, как неожиданные человечки из глины».
В середине 1930-х Борис живёт с отцом в Тифлисе, где на базарах и в аулах пытается поддерживать разговор по-грузински, роется в «книгах у старых», часто ходит в горы. Примерно в конце 1935 года они переезжают в Новосибирск, оттуда Борис пишет в Москву: «Обь – река с сильной натурой, Новосибирск – город крепких людей, надёжных, – только моря не хватает мне». В 1937 году отец был арестован. «Смоленский Моисей Пантелеймонович. г.Новосибирск. 1-я категория» значится двадцать вторым в списке лиц, подлежащих суду Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР, от 19 апреля 1938 года (высшая мера наказания).
Мать поэта разводится с Моисеем Смоленским ещё до его ареста, поэтому избегает репрессий, а сын – детского дома. По словам двоюродного брата поэта Нахима Борисовича Левита, «не зная истинных масштабов репрессий, Борис полагал, что с его отцом произошла какая-то ошибка, тем более что никаких сведений о нем он не имел и думал, что власти во всем разберутся и отец вернётся домой». Несмотря на горькие перемены в жизни, творчество Бориса Смоленского космополитично и свободно. В его стихах нет границ, на страницах соседствуют Левитан и Пикассо, Вийон и Маяковский.
Некоторое время Борис живёт в Москве, а с 1937 года учится на штурмана дальнего плавания на судоводительском факультете Ленинградского института водного транспорта. В повести Кирилла Голованова «Матросы Наркомпроса», действие которой разворачивается в Ленинграде в предвоенные годы, приведены воспоминания Бориса о плаваниях в полярных морях во время учёбы. Он рассказывает, как на рейде в Кольском заливе видел старое судно с обрубками мачт, которое, отслужив свой век, стоит на якорях, став базой угля для пароходов. «Вот такая у него старость, – грустно заключает Смоленский, а потом добавляет: – Дай мне бог умереть где-нибудь в драке. Нудно так доживать».
Кроме этого, он очень серьёзно изучал испанский язык — тогда республиканская Испания была символом нарастающей схватки с фашизмом. Смоленский стал одним из первых переводчиков стихов великого испанского поэта, расстрелянного фашистами, – Федерико Гарсиа Лорки. Его переводы звучали по радио и в 1939 году были приняты к изданию. Участвовал в составлении литературной композиции о К. Марксе и Ф. Энгельсе для известного чтеца Владимира Яхонтова.
Собственные стихи Смоленский писал со второй половины 30-х годов. Хронология его творчества коротка, как и его жизнь: первое из дошедших до нас – «Моя песня бредёт по свету...» – датировано 1936-м годом, последние – 1940-м. Всего пять лет. От природы он обладал поэтическим темпераментом, его характер был динамичен и целенаправлен. Всё это позволило ему стать автором многих замечательных стихотворений. Афористическими стали строфы стихотворении «Ремесло», написанные им в 17 лет о поэзии как о профессии и считающееся его творческим манифестом.
Главной темой творчества — было море и отважные люди «морских» профессий. Как писал друживший с ним в те годы известный впоследствии поэт и бард Евгений Агранович, Борис «бредил бурями и парусами, мечтал о кораблях и океанах». Однажды Смоленский и Агранович вместе написали шуточную песню «Одесса-мама», ставшую своеобразной «визитной карточкой» города. Также сегодня некоторые источники называют Смоленского соавтором «Бригантины» Павла Когана — в рукописях Когана обнаружены правки, внесённые рукой Смоленского. Так или иначе, в сборнике поэтов, погибших на войне, изданном «Молодой гвардией» в 1976 году, авторами «Бригантины» названы оба поэта…
Бориса Смоленского дважды (в 1939 и 1940 годах) призывали в армию, оба раза он вскоре возвращался домой — всё решала анкета, согласно которой он был «неблагонадёжным» – из-за репрессированного отца. В те годы служба в армии считалась не «обязаловкой», в действительно высокой честью для «достойных молодых людей». Весной 1941 года поэт уезжает в Москву, объясняя свой отъезд тем, что ему «надо быть в центре событий». Там со скамьи знаменитого Института философии, литературы и искусства Бориса Смоленского забирают в армию и отправляют на Белое море строить военный аэродром.
В одном отделении со Смоленским оказывается поэт Ярослав Смеляков. Позже он так опишет юного поэта: «Борис мне казался иногда упавшим с Луны, он даже и на марше наборматывал стихи. Когда не удавалось долго ни поесть, ни попить и мы зарастали густой щетиной, он заскорузлыми пальцами вытаскивал свою тетрадку и что-то кропал...». А сам Борис рассказывал в одном из писем: «Изредка отбросишь лопату, вытащишь из кармана записную книжку, нацарапаешь две строки — и снова за работу. Так я написал песню нашего батальона... и сейчас все роты ходят на работу под мою песню» (текст батальонной песни не сохранился).
Стихотворения Бориса Смоленского до войны не публиковались — и только двадцать четыре строки, «горячие», из-под пера, напечатаны в самом начале Великой Отечественной. О первой публикации он сообщил в письме от 13 августа 1941 года: «Сегодня испытал забытое наслаждение, читая на всех углах «Окно Карелофинского ТАССа» — здешнего РОСТА. Посредине — сводка Совинформбюро, по бокам — две больших… карикатуры с 24 строками, а подписи — мои. Я был, когда «Окно» выходило из-под типографской машины, радовался по-щенячьи». На фронте Смоленский готовил первую книгу стихов для Петрозаводского издательства. В нее вошло и всё написанное им в 1941 году: фрагменты поэмы о Гарсиа Лорке, лирика, песня батальона, которая полюбилась однополчанам Смоленского, стихотворный текст первого «окна» Карело-Финского ТАСС и другое, также упоминаемое во фронтовых письмах поэта к близким. Но всё это погибло вместе с ним: 16 ноября 1941 года, на 148-й день Великой Отечественной войны красноармеец, стрелок 2-й лёгкой стрелковой бригады Медвежьегорской оперативной группы (Карелия) Борис Смоленский пал смертью храбрых; в ходе ожесточенных боёв поздней осени 1941 года бригада потеряла почти весь личный состав, в середине декабря 1941-го года она была расформирована вследствие безвозвратных потерь.
Он как будто бы о себе самом написал ещё в 1939 году (восемнадцатилетний, по тому времени достаточно взрослый, по нашему – ещё мальчишка): «Я сегодня весь вечер буду, / Задыхаясь в табачном дыме, / Мучиться мыслями о каких-то людях, / Умерших очень молодыми, / Которые на заре или ночью / Неожиданно и неумело / Умирали, не дописав неровных строчек, / Не долюбив, Не досказав, Не доделав...» Как это созвучно написанному годом позже Николаем Майоровым: «Вы в книгах прочитаете как миф / О людях, что ушли не долюбив, / Не докурив последней папиросы!»[/i...]
С 60-х годов стихи Бориса Смоленского неоднократно печатались в различных поэтических сборниках, но первый небольшой (всего 32 страницы) авторский сборник вышел только в 1976 году в серии «Имена на поверке» издательства «Молодая гвардия». В начале 80-х у поселка Падун, недалеко от города Медвежьегорска. был установлен памятный знак (фото 2 и 3) Борису Смоленскому – благодарная дань уважения его короткой, но яркой жизни. В 2009 году Московское издательство Светец при поддержке родственников поэта выпустило книгу «Моя песня бредёт по свету», куда включено около 40 ранее неизвестных стихотворений Смоленского, черновики которых бережно сохранила его мама — Раиса Львовна Смоленская.
©borch для fantlab.ru (компиляция по материалам сети)