Итак, недавно, с 6 по 9 мая сего года, таки прошел Интерпресскон-2017, он же 28. И нам даже — спасибо Ка-Мыши! — удалось там побывать. И, кажется, 15, на котором я побывала (почему не 17, если я с 2000 года езжу? Потому что два, в 2015 и в 2008, были гибридизированы с Евроконом, а потому считаются как 0,5 каждый. А вот куда делся еще один — я что-то никак не соображу. Или я таки с 2001 езжу???). Зато теперь я могу правдиво утверждать, что была более чем на половине Интерпрессконов. Момент, которого я, признаюсь честно, очень ждала. А потом мы сумели провести еще полдня в Петербурге. В результате чего на свет уже появилось около 250 фотографий, а теперь появляется и этот отчет.
Заглавной фотографией пусть будет эта (фото В.Ларионова). Те, кто делал Интерпресскон. (Плакат к юбилейному, 25 Интерпресскону.)
В этом году мне хотелось сделать отчет с кольцевой композицией. Для этого необходима такая фотография — это у «Черной Речки» народ ждет автобуса. (Почему она необходим — узнаете в конце отчета.)
Перед тем, как добраться до «Черной Речки», мы обсуждали, много ли шансов у автобуса приехать вовремя. Сходились, что не очень. Но в момент, когда мы узнали, что за автобус отвечает А.Ермолаев, мы поняли, что шансы существенно выросли. И знаете, автобус таки пришел вовремя. И ушел почти вовремя.
На регистрации. Очередь не такая длинная, как когда-то бывала, но все же есть. Зато движется быстро. И бумажек для собственно пансионата заполнять не потребовалось!
Номера в этом году были неплохие — ну, те, которые мы видели. Видимо, в качестве компенсации за прошлый год, где в исходно одноместный номер втискивали вторую кровать, в этот раз их было их 4,5 (1,5 — это двухэтажная кровать), а селили по двое и по трое... Можно сказать, что с точки зрения быта все было вполне прилично. И с точки зрения программы (о которой ниже) — тоже. Вот с погодой не очень повезло. И с территорией — но эти два невезения как-то взаимно скомпенсировались и жить мешали существенно умереннее.
Н.Романецкий на открытии. Сказал, что в год столетия такого трагического явления, как ВОСР, устраивать капустник было бы неправильно — вот его и не устроили. Показали — традиционно (кажется, в прошлом году показывали тоже) подборку плакатов Интерпресскона. Фотографировать экран с плакатами — дело неблагодарное вообще и в данном случае в частности, поэтому я покажу только несколько плакатов (и то — найденных в Интернете).
Это плакат Самого Первого Интерпресскона, который так даже еще не назывался. Отсюда: http://www.fandom.ru/about_fan/...
С этим плакатом я уже лично познакомилась. Отсюда: http://i.litbook.net/32/32394/&...
И плакат этого Интерпресскона, фото с экрана (пока найти в Интернете хорошую картинку мне не удалось). Зато мое.
Затем Н.Романецкий представил программу Интерпресскона (перечислять здесь не буду — и так скоро узнаете. Скажу только, что в этом году было, из чего выбирать!)
Несколько слов произнес А.Сидорович...
...На сцену вышли те, кто помогал готовить Интерпресскон (Н.Романецкий, С.Шилов, В.Владимирский, А.Ермолаев, С.Логинов).
Традиционное исполнение гимна Интерпресскона — и Интерпресскон-2017 можно считать открытым.
Н.Романецкий рассказывает об альманахе «Полдень» (бывшем журнале «Полдень. XXI век»). После разнообразных приключений он все-таки начал более-менее стабильно издаваться и продаваться, так что пожелаем ему дальнейших успехов. (Кстати, в «оргпакетике» лежали три номера «Полдня», так что все желающие могли с ними ознакомиться. К сожалению, я что-то с ним никак не уживусь — даже во времена журнала не уживалась, даже Концепт не помогал никак...).
Потом, если верить расписанию, должен был состояться мастер-класс «Как стать писателем», но я решила, что бездарному глюку и мастер-класс помочь не в силах, а потому мы с Ка-Мышью концептуально (поскольку погода была... умеренной) сбежали к морю. Теперь у меня в ботинках — филиал пляжа. Фотографии — ниже, в «бонусах».
Но к презентации новых книжных серий издательств «Северо-Запад» и «Той» мы вернулись. Перед началом собственно презентации народ рассматривал книги и общался с И.Эльтеррусом, здесь являвшим собой главного редактора нового издательства «Той». Общался касательно издания книг, проблем редактуры и т.д.
Потом пришел А.Лидин, главный редактор издательства «Северо-Запад», и презентация началась. Были представлены серии «Забытая классика» («Желтая серия»), «Приключения» («Синяя серия»), «Меч и Магия» («Зеленая серия»), «Старые журналы», а также «Библиотека фантастики и приключений» (это уже издательство «Той»). Рассказывалось о планах и перспективах этих двух издательств. Народ слушал и задавал вопросы. Как по мне, главный неостаток этих серий — малотиражность. И, следовательно, «непопадание материалов в обиход» (разве что кто отсканирует и выложит) — обычное издание должно, по крайней мере, в теории, попасть в библиотеки (сколько там обязательных экземпляров? 17?), и там с ним рано или поздно можно будет ознакомиться. Малотиражные (или это уже микротиражные?) издания обязательными экземплярами не заморачиваются — а потому... Сложность доставания и цена — это уже второй недостаток, на который при отсутствии первого можно было бы закрыть глаза.
«Почувствуй себя футуристом», оно же «Революционный трибунал». В.Ларионов и С.Логинов.
«Вот и настал революционный семнадцатый год! А заодно и 25-й год существования литературной премии «Интерпресскон». Настало время суда истории: в этом году мы решим, какие романы, отмеченные премией с самого начала её существования, достойны остаться в вечности, а какие пора сбросить с корабля современности! Эта задача стоит перед Чрезвычайной Тройкой в составе В. Ларионова, С. Логинова и В. Владимирского. Судьбу романов-лауреатов определит открытое голосование революционного пролетариата. В этом году перед трибуналом предстанут:
• Василий Звягинцев, «Одиссей покидает Итаку» (прокурор В. Ларионов, адвокат С. Логинов)
• Вячеслав Рыбаков, «Гравилет «Цесаревич» (прокурор С. Логинов, адвокат В. Ларионов)
• Святослав Логинов, «Многорукий бог далайна» (прокурор В. Ларионов, адвокат С. Логинов)
• С. Витицкий, «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (прокурор С. Логинов, адвокат В. Ларионов)
• Александр Громов, «Мягкая посадка» (прокурор В. Ларионов, адвокат С. Логинов)» (хотя у меня есть чувство, что местами прокурор с адвокатом менялись местами).
Сначала адвокат хвалил произведение, потом прокурор ругал (или наоборот), потом выступал кто-нибудь из слушателей, потом народ голосовал... Хотя ни одно из произведений не получило перевеса «сбрасывателей», «Мягкая посадка» и «Гравилет «Цесаревич»» были таки сброшены — а вот почему именно — я так и не поняла. То ли перевес желающих оставить был минимален, то ли желающих сбросить было больше всего...
Участвовать в этом, пожалуй, забавно, а вот потом... То есть как-то непонятно, относиться к этому всерьез или как к игре?.. Если всерьез — тогда сама затея становится странной, а если как к игре — то смысл?.. Это ж даже не высказывание наболевшего, ничего такого...
В качестве развлекательной программы в этот вечер выступала самогон-пати. Я собиралась тихо ее прогулять — что лягушкам до того самогона??? Но Сидорович на открытии сказал, что там будет торт. Большой. Вот он.
Небольшое выступление А.Сидоровича, предваряющее все действо...
Первыми на торт слетелись фотографы.
Т.Тихонова нарезает торт (А.Сидорович рассказывает про самогон и предлагает попробовать какой-то его вариант).
На вечеринки этого рода О.Денисова и С.Тулина традиционно приносят странные шляпы и не менее странные наряды. К сожалению, из всей серии получилась только эта фотография — А.Олексенко. Но верьте — остальные шляпы, да и костюмы, были не менее глючными.
В.Ковалев, А.Сидорович, А.Олексенко. И торт.
В.Ковалев — музыкальное сопровождение.
Следующий день начался с доклада М.Шавшина «Альтернативные Стругацкие». (Пришлось выбирать между ним и докладом А.Токунова «Издание книг в современной России», но тут выбор был очевиден. Впрочем, могу стащить аннотацию пропущенного доклада:
«Специфика книгоиздательской деятельности состоит в том, что на сегодняшний момент мы в Российской Федерации имеем, по сути, только одно издательство — «АСТ-Эксмо». Этот монопольный мастодонт полностью контролирует отечественный книжный рынок, диктует авторам и более мелким издателям свои правила игры... Договоры, часто, кабальны, Издательство не соблюдает их условия, у автора забирают все права, авторский гонорар крайне мал, а качество издания книг оставляет желать лучшего.
Что же делать автору, когда он не хочет заключать договор с «АСТ-Эксмо» или его произведения не публикуют из-за «неформатности», несоответствия жанру или видению «АСТ-Эксмо»?
Как правильно составить договор с Издательством и защитить свои права?
Есть ли на территории Российской Федерации небольшие, но при этом независимые, издательства, которые сотрудничают с авторами на приемлемых и человечных условиях, которые печатают книги КАЧЕСТВЕННО, где их найти?
Как автору издать книгу самостоятельно и так, чтобы это не было выбрасывающем денег на ветер и игрой на самолюбии?
Какое место занимает печатная книга сейчас?
Почему стали меньше покупать книги?
На эти и другие вопросы призван ответить данный доклад.»)
«Творчество Аркадия и Бориса Стругацких могло бы стать другим, если бы идеологом произведений был не Борис, а Аркадий Стругацкий. И если бы не цензура, подгонявшая все рукописи под заранее определённые стандарты. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть историю написания этапных книг АБС — «Страна багровых туч», «Улитка на склоне» и «Отягощённые злом». Это соответственно начало, середина и финальный период творчества АБС. Кроме того были еще варианты и «Пути на Амальтею», и «Попытки к бегству», и «Хищных вещей века», и некоторых других произведений. Все они — тема долгого разговора, скорее всего, не ограничивающегося рамками одной беседы.»
В соответствии с аннотацией докладчик выделил три «этапных» произведения («Страна багровых туч», «Улитка на склоне» и «Отягощенные злом») и рассмотрел их черновики, наброски к замыслу и т.д. — то, что так и не стало полноценным произведением (а могло бы... Не скажу, что результат был бы лучше того, что мы знаем, но непривычно было бы точно. Кстати, любопытно: мне ни разу не попадались фанфики, развивающие именно эту тему — тему черновиков и отброшенных вариантов. Ладно, во времена первого «Времени учеников» про ранние варианты было не так уж и много известно, два других были ограничены темами, но так, не в сборник — вроде бы тоже ничего не писали про «Хиус» и «Линду», скажем, или про космических пиратов и Юпитер... Или это я чего не знаю?). В сущности, в «Неизвестных Стругацких» информация об этих замыслах и вариантах есть, но тут они рассматривались не сами по себе, а в свете определенной концепции. С которой я, правда, не то чтобы согласна, но это отдельная тема.
Затем последовала презентация альманаха «Астра NOVA» (и журнала «Эдита» заодно) в исполнении С.Тулиной и О.Денисовой.
«Клуб и альманах с аналогичным названием существует уже более трех лет. За это время выпущено семь номеров (с периодичностью раз в полгода), проведено больше количество конкурсов как на площадке самой АстраНОВЫ, так и совместно с фантлабом, фантастами. ру, литкреативом и другими. Так же клубом проводится ежемесячный конкурс-тренинг Астра-блиц, рассказы с которого отбирались как в сам альманах, так и в другие журналы, такие как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Машины и Механизмы», «Космопорт», «Искатель», «Меридиан», «Фантастическая среда» и др.»
Что приятно — в электронном виде альманах распространяется бесплатно, так что можно будет присмотреться. В принципе, и на презентации никто не мешал взять номер-другой и полистать... Это, значит, с точки зрения потребителя. С точки зрения же создателя я не могу сказать абсолютно ничего, ибо являюсь столь же абсолютно нетворческим глюком... (Кстати, именно поэтому мы не пошли на литературный семинар альманаха «Полдень», который шел весь день.)
Следующим по расписанию шел доклад И.Эльтерруса «Типы цивилизаций и возможности их развития в зависимости от констант Вселенной». Докладчик выделил 4 типа цивилизаций (технологическая, биологическая, энергетическая и магическая, плюс 12 их сочетания — технобиологическая, техноэнергетическая, техномагическая, биотехнологическая и т.д.), кратко рассказал о каждом, местами приводя примеры из литературы (правда, большинство оказались незнакомыми мне...).
Затем последовал доклад С.Переслегина и С.Шилова «Что стоит за дискурсом *панка: Reloaded».
«В докладе «Что стоит за дискурсом *панка?», прочитанном в 2016 г., было сформулировано определение: *панк — жанр романтического направления, описывающего взаимодействие человека и техносферы (представленной в случае киберпанка первую очередь информационными технологиями) и тяготеющими к субъект-объектной инверсии: субъектом повествования выступает техносфера, а объектом человек и общество. С позиции мышления *панк это форма рефлексии человеком техносферы.
Настоящий доклад посвящён подробному исследованию паро- и дизельпанка. Предложена гипотеза, связывающая эти жанры с научно-фантастической и приключенческой литературой второй половины XIX — начала XX века, а также с общественными процессами, явившимися как непосредственной причиной Первой Мировой войны, так и последовавшими за ней.
Мы попытаемся ответить на следующие вопросы:
• в чём отличие паро- и дизельпанка?
• каков социальный и политический бэкграунд этих жанров?
• в каком из жанров (или миров) *панка мы живём?»
Вот ну никак я не пойму, как их доклады воспринимать. Разве что как «художественную литературу под маской фантастики», она же «гон»...Да, если смотреть так — получается очень даже ничего себе. Ну или как специальный текст, где, казалось бы, обычные слова значат совсем не то, что в обыденном использовании. Но тогда это все равно что слушать доклад на иностранном языке, которого ты не знаешь — а потому ничего не понимаешь...
Во всяком случае, на утверждении «Направления литературы: героизм и романтизм. Героизм — необычный человек в обычной обстановке. Романтизм — обычный человек в необычной обстановке» мой внутренний филолог от удивления проснулся. Удивился он и утверждению, что Жюль Верн писал не то стим-, не то дизель-панк. Впрочем, ведь и Горький, написав роман «Мать», не знал, что он его написал в жанре соцреализма... Так что все, как всегда, упирается в терминологию. Кстати говоря, а как бы назывался «*-панк» о современности? Киберпанк — о будущем, биопанк — пожалуй, тоже. Стим-, дизель- и т.д. — о прошлом. А о настоящем?.. Ведь вообще же фантастика, чье действие происходит «здесь и сейчас», есть...
Впрочем, насколько я поняла, авторы доклада считают «*-панк» чуть ли не высшей формой развития литературы (или вообще культуры?) — во всяком случае, по сравнению с утопиями, антиутопиями и дистопиями. Хотя, конечно, скорее всего, я поняла неправильно.
Очень хочется поспорить с утверждением «Россия с ее культом железных дорог и больших механизмов — последняя стимпанк-империя. Отсюда и отношение мира к ней: стимпанк — всегда опасность и предчувствие войны». С одной стороны, кто я такая, чтобы спорить с Переслегиным, с другой... Если Россия сама ощущает себя стимпанк-империей и если стимпанк действительно «всегда опасность и предчувствие войны», то отношение мира понятно. Если же именно мир ощущает Россию как стимпанк-империю... Подозреваю, что он сильно удивится, узнав это.
Следующий доклад тех же авторов — «Великая схизма: Католичество против кафоличества».
«Утверждение о том, что современная Россия не имеет собственной онтологии, а следовательно, и идеологии в последние годы стало, по-существу, общепринятым. Однако, как становится видно в последние годы, противники России относятся к ней, как к области вполне определённой онтологии, притом достаточно сильной и, во многом, враждебной Западу. Это противоречие можно разрешить тем, что такая онтология является настолько естественной, что перестаёт рефлексироваться.
Чтобы исследовать этот феномен необходимо взглянуть на Восток с позиции Онтологии Запада, найти подходящее «рефлексивное зеркало». Для этого требуется понять, как Запад обособился от Востока, осознал себя некой целостностью, противопоставленной ему.
Мы можем достаточно точно сказать, когда это произошло. Великий раскол прежде единой христианской церкви 1054 года и названный «Великой схизмой» является одним из важнейших событий как церковной, так и светской истории европейской цивилизации.
Была ли, однако, церковь едина до Великого раскола, а если была, то насколько неизбежной стала сама схизма? Что предопределило раскол, а что ему непосредственно предшествовало? И в чём, наконец, разница в представлении о бытии и в приёмах мышления на Западе и на Востоке?
Об этом новый доклад постоянных участников «Интерпресскона»»
Оценить познавательную ценность доклада я не могу, ибо подозреваю, что эти часы способны пробить и 13 часов (а временами подозреваю, что таки и пробили), но слушать было интересно. Во всяком случае, поспорить хотелось. Узнала несколько новых слов.
Надо поймать знакомого физика и попросить перевести на нормальный русский язык следующее:
«А.Эйнштейн (СТО, ОТО) — не христианская линия, не западное время. Довольно опасный яд для западной науки, и не удивительно, что там сплошные проблемы — с тензором энергии-импульса, с тождествами Бьянки и др.».
Далее С.Тулина и О.Денисова представили то, что в программе значилось как доклад, но на деле оказалось чем-то вроде обсуждения: «Жертвы Холмса, или Полемика трёх сериалов»
«• Артур Конан Дойль — как первая жертва собственного персонажа;
• почему Гайричевский полнометражный сериал лучше рассматривать отдельно, в отрыве от трех остальных, наиболее популярных сегодня (советского с Ливановым и Соломиным, российского с Петренко и Паниным и британского с Камбербетчем и Фрименом), а эти три — как раз в связке?
• кому и зачем нужны герои? Кто и зачем их создает?
• переброска цитатами — случайность или диалог?
• разность режиссерских позиций. О чем (и зачем?) лгут эти три сериала?»
В общем, аннотация довольно точно отражает содержание обсуждения. Правда, опять же, вопрос о концепциях. Поскольку факты можно подобрать (даже не подогнать, а именно подобрать) под любую из них. А вообще — мне очень интересен вопрос: почему именно Шерлок Холмс стал таким «сыщиком на все времена»? Почему не Пуаро, скажем, ни Ниро Вульф, ни кто бы то ни было еще?..
Попутно была представлена книга «Эра Мориарти» (стимпанк, кстати же...). Заодно узнала, что во времена Уэллса атомный взрыв представляли «бесконечным» (что-то типа реактора, скорее, а не взрыва). Вспомнила Арениду...
Затем Г.Лиговский представил доклад про ляпы в фантастических фильмах (ну, знаете, типа там герой подходит к двери с прозрачным стеклом, а входит в цельнодеревянную дверь и т.д.).
«Автор старейшего в России сайта, посвященного киноляпам, расскажет вам об удивительном мире популярных научно-фантастических фильмов.
В плане доклада:
Основы терминологии киноляпов. Почему их любят и за что их ненавидят.
Коротко о классике НФ:
— Отроки во вселенной
— Гостья из будущего
— 2001: Космическая одиссея
и др.
Киноляпы в современных НФ-фильмах:
— Аватар
— Интерстеллар
— Прибытие
— Грань будущего
— Звездные войны: Изгой-Один
— Пассажиры
— Марсианин
и др.
ЭКСКЛЮЗИВ: киноляпы фильма «Притяжение» (2017) Федора Бондарчука.
Помимо статичных картинок, в докладе будут использованы видеофрагменты самых забавных ляпов и несуразиц.»
Признаюсь честно: как-то не очень поняла, зачем эти ляпы вообще собирать. Понятно было бы, если бы их классифицировали как-то и на этом основании делали какие-то выводы. Или обнаруживали бы, что это вовсе не ляп. А так — примерно как собирать опечатки. Хотя, с другой стороны, если вспомнить популярность сайтов типа «лучше_молчи» и т.д., предназначенных для «возмущения», может, оно и понятно, зачем... Возможна теория, что ляпы как бы делают произведение и его творцов ближе: они не небожители, они тоже могут ошибиться или недосмотреть. Но как-то тут уровень не тот...
А.Ермолаев напоминает о диске Е.Лукина. Как раз за год весь тираж его был распродан.
Е.Лукин изучает собственный диск.
Концерт Е.Лукина. Пожалуй, самое ожидаемое событие этого ИПК. Хорошо, но мало... Я была бы готова даже пожертвовать корюшкой ради такого.
Корюшка.
Знаменитый Семигранный Болт — памятник творчеству Стругацких.
Сейчас у него будут посвящать в мертвяки... А вот кого посвящали — я забыла.
Продолжение следует.