Ксения Медведевич Ястреб


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Ксения Медведевич "Ястреб халифа"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ксения Медведевич «Ястреб халифа»

Статья написана 7 апреля 2017 г. 21:49

сабж

Еще чуть-чуть — и меня упороло бы основательно. Во всяком случае, ничего из *новых книг* (в смысле, не бессмертной классики) со времен Сюзанны Кларк не вызывало у меня такого интереса, слегка фанатского. Притом, что судя только по обложке — я бы ни в жизнь такое не купила))

У Медведевич оказался удивительно хорошо прописанный и необычный мир — а в фэнтези это, наверное, большая часть успеха. Псевдо-европейским средневековьем разной степени безграмотности у нас никого не удивишь, в последнее время и псевдо-древнерусскими мирами (от которых хочется закрыться двойным фейспалмом прям сразу — тоже. У Медведевич он псевдо-арабский, также околосредневековый. Такой мир уже сам по себе — непростая задача, и автор просто блестяще с ней справилась. В бэкграунде чувствуется очень большая работа научного плана, которая вылилась в огромное количество мелких, но создающих очень определенный колорит деталей, терминов, названий, имен, несущественных сюжетных моментов. Я, конечно, ни разу не специалист, но даже если 80% из всего этого придумано, а не взято откуда-то из реальной истории того периода и региона — придумано невероятно удачно. Мир халифата, все города, опасные кочевые племена, таинственные «сумеречные народы» на дальней границе — встают как живые. В той части, в которой я могу худо-бедно оценть адекватности воссоздания именно антуража, а именно в части кочевых племен, которые очевидным образом олицетворяют в этом мире татаро-монгол — сделано на высшем уровне. Да и в целом нигде не остается ощущение фальши и высосанности из пальца — скорее наоборот, временами возникает чувство, что подобного материала у автора еще много, едва ли не больше, чем сюжета.

Для меня хороший фантастический мир — это главная приманка в подобной литературе. «Ястреб халифа» — лучший из многих как по оригинальности мира, так и по его проработке. Чувствуется, что автор предпринял усилия, сопоставимые с усилиями профессора, и они не пропали даром) За весь текст мне резануло глаз только трижды: гейс, имя тебе легион и опасное лето (привет муми-троллям), но для такого большого объема такие маленькие неуместности — простительны, думаю, и хороший редактор легко бы их вычистил. Зато все остальные очень обильные детали, цитаты и термины — очень хороши, но при этом совсем не кажутся избыточными. Текст с ними легко читать, и чтобы следить за сюжетом, совершенно не нужно разбираться во всех именах, названиях, званиях и терминах — Медведевич в этом плане *профессиональный* автор, а не «старательный», то есть разумно ограничивает поток своей эрудиции так, чтобы он не повредил сюжету.

Сам сюжет — это отдельная история, shameful pleasure. Я понимаю, почему «Ястреб халифа» называют фанфиком — не по очень далекой относимости к миру Сильмариллиона (очень-очень далекой: говорят, что главный герой — нолдо, каким-то чудом забредший на восток), а по самой сути. Восточный шейх, повинуясь некоему указанию астрологов и советчиков, за большие деньги покупает пленного представителя магического народа и ставит его своим полководцем, чтобы сопротивляться набегам кочевников. Пленник связан хитроумным магическим контрактом и вынужден служить «короне», пусть периодически и показывая свой норов. Разумеется, он оказывается гениальным полководцем, помимо этого периодически колдует, при этом обладает эльфийскими статями, а также страдает от своего проклятия и общей нецивилизованности окружающих (вполне обоснованно). Забавно, кстати, что первоначально все его достижения в качестве «магического полководца» сводятся к тому, что и так советовал бы здравый смысл: наладить дисциплину в армии, наказывать провинившихся, запрещать армии грабить и насиловать мирных жителей и т.д.

В грубом и сокращенном описании все это звучит, конечно, ужасно, но дело не в том, что, а в том, как. Нерегиль Тарег у Меведевич — персонаж очень интересный и при этом не вызывающий особой симпатии. И интерес он представляет прежде всего тем волшебным (по меркам халифата) миром, из которого происходит, особенностями и своего народа, и своей культуры, которая, видимо, изрядно отличается от культуры описанного мира. Нам видно только краешек этого мира, но хочется узнать больше. Собственно, «эльфичность» героя автор очень мало эксплуатирует — и все упоминания про «тонкие запястья», это идолище женских романов, тоже стоило бы вычисчить хорошему редактору)) Большей частью сюжет состоит из войн, которые постоянно ведут войска халифа под командованием нерегиля, и описания этих войн и осад весьма детальные и кровавые, но без мартиновского смакования. Скорее, кровавость тут — необходимый признак эпохи, и в этом есть определенный мрачный эстетизм и привлекательность, как он есть для европейца в фигуре Саладина, например.

Забавно, кстати, что наиболее симпатичным, разумным и адекватным персонажем оказывается юный халиф, который держит нерегиля на магическом поводке. Притом, что его pov дан достаточно детально, приходится признать, что в плане человеческих качеств именно халиф даст форы всем остальным героям. Зато фигура его жены, Айши, которая появляется как Мэри Сью (умная-образованная и думает не только о драгоценностях и мужчинах) и начинает вызывать оправданное раздражение, под коней оказывается какой-то размазанной, скорее картонкой, чем характером — или слухи о стоящем характере были сильно преувеличены.

Отношения персонажей находятся на периферии сюжета (что к лучшему), а в центре все-таки — войны, мятежи и прочие околовоенные мероприятия, а также немного магии. Медведевич удалось сделать изрядное количество кампаний разными и захватывающими, так, что они не надоедают, по крайней мере, мне. Мне вообще очень импонирует концепция защиты государства, и именно к государству, а не к личности халифа привязан магический контракт нерегиля. Для фэнтези это очень взрослая идея, что ли.

Наверное, из длиннющего отзыва не очень понятно, чем же я так впечатлилась — но лучше я не объясню. Тут же побежала и купила остальные книги на бумаге, что я вообще с литературой на русском очень редко делаю)) Считайте за рекомендацию.





323
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 апреля 2017 г. 21:53
Прочитайте Бэккера «Князь Пустоты». Лучшая работа в плане мироконструирования, за основу взята античность.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2017 г. 21:55
Буду иметь в виду, спасибо. Хотя античность не так интересно, о ней я хоть какой-то минимум знаю))


Ссылка на сообщение7 апреля 2017 г. 21:57
Должна сказать, с большим моим удовольствием, что продолжение — СУЩЕСТВЕННО лучше. Не знаю, как там дела с третьей частью, но вторая — это что-то. И мир шире (и глубже), и фанфика меньше, и любовная история тоньше.
Автор очень нерядовой.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2017 г. 21:59
Рада это слышать)) Я все равно стала бы читать продолжение, раз уж оно у меня теперь есть, но с сериальными книгами русских авторов боишься, слишком часто начинается за здравие, а кончается... никогда и чем дальше, тем хуже становится)
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2017 г. 22:00
Вторая лучше первой, а в том, что есть от третьей, уже лежит довольно интересный и мощно исторически обоснованный задел. Но там больше года ничего не двигается.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2017 г. 22:09
А Вы под второй имеете в виду оба тома, да? А третья — это что-то невышедшее?
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 09:22
я их делю по таймингу. Первая часть — нерегиль и халиф, муж Айши (ну и Айша), в конце нерегиля упаковывают.
Вторая — нерегиля разархивировали сколько-то столетий спустя (как там было у Желязны «Сэм открыл глаза»), и все, что с ним было до следующей упаковки.
Третья — нерегиля снова будят!...
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 10:51
Возвращение джедая прямо)))


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 09:52
Касаемо «восточного колорита» для меня особняком стоит «Шайтан-звезда» Трускиновской — не читала? Крайне рекомендую. Опять же — вряд ли смогу толком объяснить почему, но то что меня крайне раздражает в нонешнем фэнтези — банальные ходы аля — замарашка сирота пастушок непременно вдруг ( ага — вдруг — а то мы будто с первых страниц не догадывались) обернётся принцем крови — поданные у Трускиновской в антураже арабской сказки — воспринимаются совершенно иначе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 10:53
Нет, даже не слышала. Возьму на заметку, спасибо.
Я у Трускиновской читала только маленькую вещь про Ксению Петербуржскую, и она была очень хороша.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 11:33
Шайтан-звезда отличная хулиганская вещь, причем с очень логичным, но абасалютно неожиданным хеппи-ендом!
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 13:00
Раз Вы тоже советуете — пойду поищу)


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 16:29
Северянам не режет глаз, но для меня, выросшей в масульманском мире, и эта вещь, и Шайтан-звезда просто очень неудачная подделка под восточный колорит. Даже не лубок, а кастрация и черно-белая расскраска. За сюжеты ничего не скажу, может быть, и хороши, но атмосферности доверять не стоит.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 16:48
Ты выросла в мусульманском мире? О_О, где?))
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 18:16
В Баку ). Ну и бабушка жила в Тбилисси, замужем вторым браком за грузином, отчим наполовину армянин, про друзей-соседей и говорить нечего.
В мусульманских культурах есть одна хитрость, без которой их не описать — впереди знака и символа идут тактильные ощущения и абсолютный культ любви. Моя дочь в университете изучала арабский и арабскую литературу (слава богу, одумалась и после третьего курса ушла на обычную филологию), так что почти из первых рук: восточная (бывш. смесь зороастризма и язычества кочевников, совр. ислам) литература изначально концентрировлась практически только на любви. Лейла и Мейджнун даже в советском закавказье практически национальный эпос, рассказывают уже в детском саду. Религиозная литература ислама вобрала этот градус личной вовлеченности и любовного безумия.
Ну и еда, разумеется, — практически афродизиак и наркотик, за счет специй, мы их покупает в упаковках по полкило, если семья небольшая )). Совсем другая основа мироощущения. Вот у Соловьева атмосфера идеальна.
Если тебе интересно, посмотри Историю исламской философии Анри Корбена http://fatuma.net/text/corbin... (делая скидку на его пристрастность к исмаилизму против суннитов), это очень известный и очень хороший труд, и классическую «Историю ислама» Маршалл Ходжсон, они из той же когорты, что рекомендованная тобой «Поэтика ранневизантийской литературы» (за которую отдельное спасибо), не чтение, а сплошной восторг.
Не помню у кого из них высказана принципиальная литературо-и историко-ведческая мысль — исламский мир не знает разделения на религиозную мистику и обыденность, у них они слиты воедино.
Пардон за длинный камент.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 19:17
Очень интересно все, что ты рассказываешь, спасибо! Книги буду иметь в виду, учитывая мое полное незнакомство с этим вопросом)
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2017 г. 20:14
Your pleasure is my pleasure )


Ссылка на сообщение9 апреля 2017 г. 14:24
Как по мне — типичное женское фентези.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2017 г. 21:45
Нуу, не буду спорить, есть такое)) но это очень хорошее женское фэнтези)


⇑ Наверх