Грустно об этом говорить, но книга меня разочаровала. При том, что я очень неравнодушна как к автору, так и к постапокалиптике, но вместе у них что-то не сложилось. Хотя «Последняя война», например, тоже местами имеющая некоторое отношение к указанному жанру, в свое время на меня впечатлила.
Однако же, если сравнивать «Город наверху» с «Метро 2033», к примеру – просто это последнее постапокалиптическое произведение, прочитанное мной до Города, – Булычев рулит. Очень грамотно и толково. В сто с мелочью страниц поместилось больше, чем во все Метро, и, как говорил Станиславский: «Верю». Например, в ревматизм верю, в ремонтников, в строгую социальную дифференциацию внутри групп, в крыс и даже в привидений.
Ладно, лучше разбирать по пунктам. Картина создана очень реалистичная, хоть и добрая до моветона, что характерно для Булычева. Очень резкий контраст с Глуховским получился – вроде тематика аналогичная, а книги абсолютно разные. Начиная с указанных уже ревматизма и ремонтников. Пусть даже время «пост-» – разное для двух апокалипсисов, есть вещи, характерные в описанной картине мира. Например, если выжившее человечество находится таки в туннелях под землей, там должно быть влажно – грунтовые воды, как-никак. В метро, знаете ли, даже сейчас на станции можно наблюдать потеки, да и вообще ощущается, что влажность под землей существенно выше. И, естественно, если имеют место быть протечки, должны быть люди, которые будут их ликвидировать. Место таких специалистов в социуме – это уже другой вопрос, тут я не совсем согласна с Булычевым, но у него такая социальная прослойка по крайней мере имеет место быть. Опять-таки повышенная влажность хорошо, конечно, влияет на кожу, но плохо на суставы и легкие. Могу поспорить, что при нахождении под землей хотя бы десять лет, половина человечества вымрет от туберкулеза и пневмонии (особенно если по верху радиацией полирнуть), а оставшаяся половина будет мучиться от артрита и ревматизма.
И, если уж будут какие-никакие ремонтники, то, понятно, их способности ориентироваться в туннелях будут чуточку отличаться от способностей остального оставшегося человечества. Ведь мы и так можем наблюдать вокруг социальные группы, чьи мотивация и возможности отличаются от наших. Конечно, в Метро для этого есть сталкеры, но речь не о плагиате, а о создании автором социальной картины.
Странно, что у Булычева, с его добротой и некоторым злоупотреблением стилизацией, получилось создать настолько полный мир, еще и увенчав его к концу хэппиэндом. Ситуевина складывалась следующим образом:
ГГ представляет собой низ спасшегося общества – человека, латающего трубы, трубаря. Он всегда грязный и не очень хорошо пахнет. Впрочем, они все там грязные – если влажность и высокая, это еще не значит, что все кругом чистые. Моются трубари в лужах, но наш в самом начале книги полез в бассейн, откуда воду для питья берут. Он был самым низшим на самом низшем уровне. Можно было бы подумать, что речь идет о метро, но это вряд ли, поскольку в самом конце подземных жителей будут спасать какие-то товарищи, сильно похожие на землян. Самого Павлыша в коллективе спасателей не наблюдается, но есть пересечения с его коллективом. :) То есть, можно предположить, что планета, на которой (точнее, под ее поверхностью) находятся потерпевшие, определенно не Земля.
Хотя, конечно, на другой планете вполне может быть и метро, раз там есть люди и последствия войны. По крайней мере, слова «туннель» и «станция» в тексте присутствуют. Дык вот, ГГ, подбиваемый инженером, то бишь существом высшим, решает дойти до библиотеки. Вот и понеслась… В библиотеке, правда, все книги рассыпаются от имевшего место быть во время войны жара, но по ходу трубарь находит планы туннелей, оружие и огромные, по местным меркам, богатства. Но тоталитарное общество эксплуататоров, засевших на верхних уровнях, засекает его с оружием и дальше, путем путешествий и общения с разными товарищами, ГГ попадает наверх, где и осознает наличие коммунизма – в хорошем смысле этого слова. ;) То бишь совсем-совсем лучшей жизни. И археологи, прилетевшие таки, по всей видимости, с Земли, занимаются спасением остатков цивилизации, пытаясь опередить воду, рвущуюся в дремлющий в глубине вулкан из-за взорванных редисками перекрытий. То бишь экшн нам организован, но все равно, это определенно не Поселок, к сожалению. Чего-то не хватает.
Нет, это не резкая критика, хоть так может и показаться. Просто привычно от мэтров ожидать чего-то большего, правда? Для МТА такая книга стала бы достижением.
Оценки:
1. И, тем не менее, читабельность на восьмерку, не все так плохо.
2. Мир – девять. Было бы больше, но постапокалиптика бывает посимпатичнее, это правда. И, несмотря на все камни, брошенные мной в огород Глуховского, своих библиотекарей здесь явно не хватает.
3. Герои – шесть. Социальный аспект прописан рельефно, а личности все-таки немного не хватает.
4. Идея – десять. У Булычева с этим всегда было хорошо. Идея, собственно, вот: даже с самого низу можно всплыть, если барахтаться, если есть в тебе внутренняя неудовлетворенность и стремление менять мир. Это герой военного времени, времени перемен. В благополучном обществе его, конечно, завалят и затопчут, но что есть критерий благополучного общества? Все ведь познается в сравнении. Так что сытое брюхо – тоже не повод залечь и не дергаться. Правда.
5. Душевность – девять. За сопереживание и доброту. Хотя на рубуксе и говорили, что Булычев обозлился и исписался, но я позволю себе с этим не согласиться. Классики всегда остаются классиками, а особенно – пока выигрывают у современников. ;)
Синопсис:
Дальше – «Герберт, Бог-Император Дюны».
2007-09-20