13 Александр Лазаревич


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «тессилуч» > №13 Александр Лазаревич Полещук
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

№13 Александр Лазаревич Полещук

Статья написана 8 февраля 2017 г. 04:36

Этот автор в 1957 году мощно стартовал в фантастической литературе. В полусказочной повести "Звездный человек" многое было мало-реально и фантастично. После стольких лет "ближнего прицела" это был феерверк фантазии. Не зря издательство ДЛ переиздало повесть в "рамке" в 2004 году. Большое значение в книге имеют иллюстрации Ю Макарова.

К сожалению у меня дома был только 12 номер "Пионера" https://fantlab.ru/edition151437 , да ещё журнальный вариант, поэтому по настоящему оценил повесть только в книге. Затем в 1959 году в "Пионере" напечатали вторую повесть "Великое делание"- уже зрелое произведение для подростков.

Кстати переизданное два раза, что в эти годы было редкостью.

Затем автор выпустил в двух издательствах свою третью повесть "Ошибка инженера Алексеева" (1961г). Здесь он опять дал волю малореальной фантазии, за что подвергся критике даже пионеров. :-D

Следующую повесть "Падает вверх" (1964г) автор попытался написать для всех возрастов, но получилось только хуже: почти производственный роман. Хотя умудрился протолкнуть в Советскую фантастику тему "летающих тарелок".

А повесть "Эффект бешенного солнца" (1970г) пытался писать для взрослых, но получилось маловыразительно. Думаю редактор подрезал его фантазию.

Следующее произведение было напечатано в 1990 году, после его смерти и в соавторстве, которое не доказано. Видимо просто нашли в архиве, поправили и в печать.

Автор оставил след в основном в фантастической литературе для подростков.





734
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 06:16
Да, «Звездный человек» в детстве произвел на меня неизгладимое впечатление. Но книгу удалось поставить на полку только уже в зрелые годы, когда все остальные произведения Полещука были собраны в коллекции. «Ошибку Алексея Алексеева» читал в «Мире приключений», очень понравилась тогда. А уже лет 7 или 8 назад попалась в «Букинисте» книжка за копейки. Решил купить и, как оказалось, не зря! В «Мире приключений» повесть печаталась в весьма сокращенном и измененном варианте! Держу оба.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 06:42
«Ошибку» с интересом прочитал в детстве в двух вариантах. А вот ехидный Г Альтов натравил на неё школьников из Московского дворца пионеров и они присудили ей «Гриадского крокодила»
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 07:28
Да, про «ГриАДного Крокодила» хорошо знаю... ))) Дети жестоки, а Альтов, при всем моем уважении к нему, как к писателю и мыслителю, эту жестокость разжигал, увы... Хотя, с другой стороны, надо было относиться к этому легко, со смехом. Но ведь некоторые принимали это всерьез...
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 07:30
Например Женя Витковский.;-)
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 08:06
Да, я уже размышлял о причинах такой нетерпимости этого пионера к инакомыслящим))) И пришел к выводу о непреходящей роли «Гриадного крокодила» в воспитании молодого поколения)))
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 19:19
Почитайте ответ Кира Булычева — очень хороший ответ Альтову. И «Гриадному крокодилу».
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 19:21
А я читал...
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 16:07
а дайте ссылку в библиографии, пожалуйста. Я тоже хочу почитать
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 20:24
Гм... Он у меня в «Фантастической газете», которую Рубан выпускал и мне присылал в числе других таких же любопытных. А второй раз она мне тоже живьем попалась. Но у Рубана там и «мемуар» Альтова рядом был. Точнее сначала «мемуар», а потом Булычев. Так что «электронку» я и не знаю:-(
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2017 г. 16:03
Да, у меня тоже в «Фантастической газете»...
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2017 г. 13:22
Где-то это обсуждалося со ссылкой на статью несколько лет назад. Но где — не помню...
Может, в Фантастическом раритете — но не уверен...
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2017 г. 14:13
На ФЛ:   https://fantlab.ru/awa...
Амнуэль (воспоминания): http://fanread.ru/book...
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2017 г. 15:22
Это — не оно...
k2007 спрашивает о статье Булычёва.
А было где-то обсуждение премии — с ссылкой на эту статью. В Раритетах, а может в Советской фантастике или где-то ещё...


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 10:00
Действительно автор незаслуженно «забытый» И эта «гриадная эпопея» наверняка сказалась на нем. Судя по биографии со здоровьем у А. Полещука было не слишком хорошо. По крайней мере почему то не воевал....М.б. стоило переиздать про «собаку Альму»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 11:12
В РБПНФ вполне том избранного получится:
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 11:39
Рамка «Звездный человек» 2004 года издания еще в прошлом году продавалась на книга.ру за 100 р. Новая, не букинистика. Вот и посудите сами, какие перспективы у очередного переиздания Полещука.
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 11:51
Почему то думается, что неплохие. По крайней мере «собаку Альму» можно и переиздать
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2017 г. 21:31
А я понимаю — почему за 100. При такой легкости скачивания да еще с иллюстрациями. Кстати, сайт откуда я скачал Полещука придерживается умненькой традиции СССР после 73 года. Громов там или Лукьяненко сказали «низя» — опа — «ознакомительный фрагмент», это разрешено. А Днепров, Полещук или Гансовский — «не возражают».
Но вот в Самаре букинистические книги практически все — хана, умер рынок. Из почти сотни остались трое!!! И ездят к ним практически такие же «за 50».
Вот пиратством и спасаемся.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2017 г. 01:14
В Челябинске букинистикой нормально. Правда магазин только один, но на рынке 8 продавцов.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2017 г. 20:49
В Ижевске картинка примерно та же. Недавно закрылся «процветающий» букинист. Остался один резко победневший:-(((


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 11:38
Читал только Великое делание в школьные годы. Влюбился в это произведение на всю жизнь. Прекрасное издание стоит на полке.


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 11:50
Тоже читал в юности, но книжка запропала:-(


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 14:39
Даже и не слышала о таком авторе, посему Большое Спасибо...

Уже весьма захотелось полистать... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 14:41
Он конечно для подростков, но «Звездный человек» вполне доступен в сети.
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 14:44
А мне вообще по душе такая фантастика — листает что-либо типа «Голубые люди розовой земли» или там «Люди как боги» и словно снова в детство-юность окунаешься...

По уши... :-)
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 14:48
Три первых повести автора как раз подходят.
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 15:01
По-моему, всё есть в Сети. Пока книгу — ту самую — не нашёл, не купил — в электронном виде была. И сейчас где-то есть файлы вордовские. Только без приложения — расшифровки алхимических знаков и без картинок.
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 15:16
В «Пионере» был отличный заголовок «Великое делание или Удивительная история доктора Меканикуса и Альмы, которая была Собакой». Не «Его собаки Альмы»
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 17:32
Не только в «Пионере» -- в издании 1965 года тоже. Именно его я в свое время и читал :-)


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 17:47
Не читал, снова.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 19:19
«Великое делание» лучшая вещь Полещука.


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 19:31
Забавно, я только что «вышел» из «Великого делания». Повезло — скачал с иллюстрациями. А тут статья о Полещуке.
Произведение 90 года я не нашел.
Парадокс — писали «малооцененный». А все как-то дружно оценивают его повести довольно низко.
Зато у меня в талмуде есть факт — «как художник оформил в 1968 году книгу Войскунского и Лукодьянова «Очень далекий Тартесс».
И мелочь, но интересно — в 50-60 годы (точно не установил) был «членом литературной студии «Молодой Гвардии» Беллы Клюевой». В 1960 году одно из первых совещаний фантастов — был участником. А в те времена фамилии совсем рядовых и незаметных в заметках не печатали. Полещук был.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 19:37

цитата hellsing

Парадокс — писали «малооцененный»

В 1964 году он сломался на повести «Падает вверх» и видимо перестал бороться-потух.
 


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 21:40

цитата hellsing

А тут статья о Полещуке.

Извиняюсь, о какой статье Вы говорите? тессилуч, как и обещал перечитывает или вспоминает НФ-книги читанные и пропущенные... Я очень интересуюсь биографией Александра Полещука (особенно хабаровского периода). В следующем, 2018 — ему 95 лет было бы. Если Вы говорите о некой неизвестной статье — просьба поделиться.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 20:00
В данный момент именно вот эта статья. Или , конечно, заметка. Я наткнулся на сайт пиратский, где старые книги сопровождаются сканированными старыми обложками и иллюстрациями. А мне с Полещуком дико «не повезло». Я его прочитал именно в библиотеке. А тут могу себе эдакий «репринт» распечатать. Вот я еще на сайте сижу и сюда захожу — раз и вижу эту заметку.
Что касается статей — то все упоминания из базовой печати. Но в огромной библиотеке Куйбышева ее было много. Ангара, Сибирские огни, а центр и запад практически весь. Фамилия Полещука попадалась, но среди других.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 21:44

цитата hellsing

ее было много

Спасибо! Навели на мысль просмотреть институтские публикации Полещука: преподаватель обязан публиковаться в институтских изданиях, а была еще институтская газета...


Ссылка на сообщение8 февраля 2017 г. 20:47
В 1959-1965 печатался очень активно. Хотя, как писатель, Полещук это, по-моему, «третий эшелон». Ну, а что касается незаслуженно забытого... а кто кроме Стругацких и Ефремова, из тех кто писал в 60-е, современным читателем не забыт?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 00:37
В Михайлов (1962г), С Снегов (1964г), К Булычев (1965г), О Ларионова (1965г), И Варшавский (1962г)
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 09:57
Булычев начинал конечно в 60-е, но не менее 99% его творчества приходится на 70-е и далее. Насчет Снегова — согласен. «Люди как боги» переиздаются. Может быть и Ларионова с «Чакрой Кентавра». Хотя вряд ли современный читатель вспомнит что-нибудь другое написанное Ларионовой. Михайлов уже в 90-е затерялся на фоне новых авторов. Читает ли молодежь «Особая необходимость» или «Люди Приземелья»? Сильно сомневаюсь. Устарел. Варшавский. Вот за этого писателя обидно.Вот он из Вашего списка, как по мне, самый лучший. Но и самый забытый. Дело в том, что рассказы сейчас мало кто читает. Романы читать будут, многотомные эпопеи будут, а рассказы нет. Впрочем, можно просто посмотреть количество оценок произведений этих писателей написанных в 60-е. Вряд ли их будет более сотни.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 10:44
Они все входят в 300 лучших фантастов.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 20:20
Не будет более сотни. И даже менее. И Полещук среди них есть. А вот Анатолия Митрофанова я с его книгой «На десятой планете» (60 год) не буду в лучшие включать. Примитивная она и подражательная. И Абрам Кнопов тоже пусть тихо лежит в папке с надписью «Книги холодной войны» — это «Проданная Луна».
Что касается Михайлова и Ларионовой — у них очень сложная стилистика и язык для безмозглого попкорножевательного существа, который может осилить только действие без мысли. Убогость языка просто потрясает. Михайлов целыми страницами чуть не философские эссе писал — там и диалогов не было. Одни размышления.
Но увидеть только пятерых. Гм...Я бы согласился, увы, на двоих. И Снегову просто повезло. Ибо рассказы про Роя и Генриха Васильевых читатель Ричарда Длинного Хр...Ой, нельзя,... Рукосуя просто не осилит. Ибо его даже в «Мире фантастики» (где реклама двигатель торговли) назвали тупым жлобом.
Так что Булычев и Снегов. Ларионову не помнят.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 22:59
Я имел в иду список популярных фантастов Фантлаба.


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 21:08
А Ольга Ларионова жива?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2017 г. 22:58
О смерти не сообщалось.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2017 г. 06:21
уже даже боюсь спрашивать....
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2017 г. 21:22
Жива — 81 год. Последнее произведение, правда, вроде бы датировано 2005 годом. «Лунный нетопырь».


⇑ Наверх