«Ночи Виллджамура» Марка Чарана Ньютона — роман для поклонников Джо Аберкромби. Каким будет город будущего? «Метрополис» Джона Скальци. Фоморы против Братьев Дракона в эпическом цикле Марка Чедберна.
Ночи Виллджамура (Nights of Villjamur)
Марк Чаран Ньютон (Mark Charan Newton)
издательство Tor
июнь 2009
http://www.sffworld.com/brevoff/541.html
Возьмите стиль Джо Аберкромби… Добавьте героев в стиле Муркока и Мьевилля… Поместите их в мир а-ля «Умирающее солнце» Джека Вэнса… А потом угостите соседа, и любуйтесь, как он умирает в страшных мучениях. А может… Как знать? У Вас получится роман «Ночи Виллджамура». По крайней мере, так полагает ученый Хоббит Марк Йон, обозреватель SffWorld.com.
Виллджамур — огромный город, в мире, где умирает красное солнце. Люди понимают, что впереди у них Ледяной век.
Главный герой — Бринд Латреа, альбинос, командир элитного императорского отряда Ночной Гвардии. Император покончил с собой, и теперь на улицах города царит хаос. Трон переходит к старшей дочери императора, Джамур Рике. Тем временем, плетет коварные козни главный злодей — канцлер Уртика. У него свои, далеко идущие планы, — к примеру, он собирается развязать войну, чтобы укрепить свое политическое влияние.
Уртика действует не один. Он поддерживает связь с Культистами, — магами, которые практикуют черное колдовство. Культисты вне закона; с их помощью канцлер надеется не только усилить свое могущество, но и стравить враждующие кланы волшебников в Виллджамуре.
Если Бринд — это «белый» герой (вплоть до цвета волос), а Уртика — «черный», то Рендур Эстево — «серый». Это вор, который напомнит Вам Эррола Флинна. Рендур замутил романчик с принцессой Эйрой, младшей сестрой наследницы. Промахнулся маленько, — надо было к императрице подкатывать… Их отношения будут розовыми соплями протекать через весь роман.
Есть в романе и другие герои, — но Марк Ньютон сосредотачивает внимание на этих троих. Эпические битвы и гудящий муравейник персонажей он оставляет на откуп другим писателям. Впрочем, рубилова и кровищи будет навалом. Не зря же вспомнили Аберкромби.
Главные герои и география (ака локейшены) — вот главные достоинства романа, полагает ученый Хоббит. Город, где происходит действие, напомнит Вам Вирикониум (из одноименного произведения М. Джона Харрисона) и Ланкмар (из «Мечей Ланкмара» Фрица Лейбнера).
Сюжет романа построен вокруг расследования убийства. Один за другим погибают городские консулы. Людям бы радоваться, — не каждый день на имперских чиновников мор находит. Впрочем, расследованием займется вовсе не Бринд. На сцену выходит новый персонаж — дознаватель Джерид, реймел (ну раса такая, раса). Это классический герой-детектив, сошедший со страниц нуара. Есть у него напарник — Трист, но работать с Тристом непросто. У того и с женой проблемы, и повышение мимо носа пролетело.
Часто в таких романах читатель начинает путаться, — кто есть кто, и почему некромант не съел крон-принца на завтрак. Но, к счастью, книга Ньютона не из таких. Действие, действие и вновь действие, — автор не дает читателю передышки. Темные аллеи и загадочные башни, ужасные монстры и древняя магия, необычные расы и борьба за власть, — автор умело собирает все эти кусочки в изысканную мозаику.
Хоббит называет «Ночи Виллджамура» замечательной книгой. Автор использует привычные нам сюжетные повороты, но сразу же выворачивает их наизнанку, — так, что остается только крепко за стул держаться. Финал наступает вовремя, — не затянут и не оборван, и в то же время мы понимаем, что автор оставит себе неплохой задельчик на продолжение.
Есть ли у романа недостатки? Конечно! Как только Вы закончите его читать, — Вам сразу захочется продолжения. А автор только пишет его… «Это будет лучшая книга года, — полагает Хоббит. — Или я очень ошибаюсь».
Мета-Трополис (METAtropolis)
составитель Джон Скальци (John Scalzi)
издательство Subterranean Press
июль 2009
http://www.sffworld.com/brevoff/555.html
Роб Бедфорд пишет о том, что в фэнтези и фантастике города нередко сами становятся важными действующими лицами. У каждого из них свой характер, свои тайны, своя неповторимая атмосфера. Достаточно вспомнить классический фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы», а также произведения таких авторов, как Чайна Мьевиль, Джефф Вандермеер, Фриц Лейбер, Джон Харрисон.
Сборник «Мета-Трополис», составленный писателем-фантастом Джоном Скальци, приглашает нас в путешествие по таким фантастическим городам.
Джей Лейк, «В ночном лесу» (Jay Lake, «In the Forests of the Night») История о незнакомце, который попал в пустой, мертвый город — город-призрак. По мнению Бедфорда, самый слабый рассказ в сборнике. Странно, что его поставили первым. Сюжет хорош, здесь есть интересные моменты, — но в целом, повествование недостаточно сбалансировано: автор вывалил на нас слишком много информации для такого короткого рассказа.
Тобиас Бакелл, «Стохасти-сити» (Tobias Buckell, «Stochasti-city») Рассказ близок к стимпанку. Это история о мести, и напоминает фильм «Странные дни» («Strange Days»). Действие разворачивается в будущем, в автомобильной столице Америки — в Детройте. Эко-террористы (или революционеры, как они себя называют) требуют, чтобы город отказался от самого главного, что есть в Детройте, — автомобилей.
Элизабет Бир, «Небо, алое нашей кровью» (Elizabeth Bear, «The Red in the Sky is Our Blood») И вновь мы попадаем в Детройт будущего. Главная героиня, Кейти, озабочена двумя проблемами — сбежать от мужа и найти свою дочь. По мнению Бедфорда, автор смог достоверно передать эмоции главной героини.
Джон Скальци (John Scalzi), «Utere nihil non extra quiritationem suis» Самый смешной рассказ в сборнике, по мнению Бедфорда. И не удивительно, ведь Скальци — именно тот автор, что начинает роман с «fart joke» (нет, я знаю, как это переводится, просто неприлично как-то).
Главный герой — бездельник, которого забросило на свиную ферму. Теперь он в буквальном смысле весь в… Ну, Вы поняли, в чем. Все. Можно смеяться. Как, разве Вам еще не смешно? Странно, право слово. Тогда вот: действие происходит в Новом Сент-Луисе, но этот город сразу напомнит Вам Первый Мега Сити из комиксов «Судья Дредд». Ну теперь-то Вы наверняка валяетесь под столом от смеха… Что? Нет? Ну просто удивительно!
Наверное, чтобы оценить свиной юмор, надо прочесть сам рассказ. Впрочем, что нового можно тут сказать после «Безумного Макса»? Как Вы помните, там свиньи являлись источником дешевой энергии — техника работала на метане.
Карл Шрёдер, «Сбежать из Дальней Сайлены» (Karl Schroeder, «To Hie from Far Cilenia») Последний рассказ в сборнике, и очень хороший, по мнению Роба Бедфорда. Начнем с того, что сперли плутоний! А чем закончим? Ну, это уже зависит от наших героев. Их трое.
Первая — Миранда, геймер, которая ищет своего сына. (Не слишком ли много потерянных детей на один сборник? Это что, мыльная опера?) Ее спутник, Дэнейл, страдает аутизмом, — впрочем, у него есть проблемы и посложнее. В его теле словно живут два человека. То, что он говорит — это слова не его, а второй личности, поселившейся в нем. И возглавляет команду сорви-голова по имени — Вы будете смеяться! — Геннадий. Нет, чувствую, все-таки не будете…
Действие разворачивается сразу в двух городах. Первый — реален; второй — Сайлена, виртуальный мир.
По мнению Роба Бедфорда, сборник вполне достойный. Самым удачным рассказом обозреватель считает произведение Скальци, самым слабым, как уже говорилось — «В ночном лесу». Сборник первоначально вышел в форме аудио-книги, и только затем последовало бумажное издание.
Конец света (World’s End)
Марк Чедберн (Mark Chadbourn)
издательство Pyr
май 2009
http://www.sffworld.com/brevoff/556.html
Эта книга далеко не новинка. Она вышла ровно 10 лет назад, в 1999 г., и выдвигалась на Locus Poll Award и British Fantasy Award. Правда, в нашей стране автор не так хорошо известен. В 2009 году издательство Pyr в очередной раз издает «Конец света» — и это хороший повод, чтобы сказать пару слов о цикле.
«Конец света» — первый роман в трилогии «Эпоха безвластия» (Age of Misrule), основанной на кельтской мифологии. Действие разворачивается в Англии, где вновь просыпаются темные боги… А чем им еще заниматься, собственно? Спят-спят, потом просыпаются. По рылу получат — и снова спать. Красота!
Джек Черчилль, по прозвищу «Церковь»… А откуда у него такое прозвище? Догадались? Короче, мучается он тоской, бьет себя по лбу доской. Его подружка покончила с собой два года назад, а он все плачется, — жалеет, наверное, что не успел повеситься раньшее нее.
Как-то раз пошел гулять, да ночью, и видит — на человека напал монстр! Ну, дела! Мимо рысцою пробегала Рут Галлахер, — юрист, растерявшая на жизненном пути все иллюзии. Объединившись, эти двое храбро… Нет, не напали на монстра. Хлопнулись в обморок.
Вот такие герои в Англии.
Как Вы уже поняли, это загадочное происшествие стало лишь первой вешкой в череде загадочных событий, которые… Ну, сами знаете. Технология сдает позиции, и магия возвращается в мир людей. Рут и Джек становятся все ближе, — да и что сближает быстрее, чем обморок? Тут же появляется загадочный тип по имени Том, который дает им странные и пугающие советы. А вот уже и дракон на подходе…
Том ведет их — конечно же, к Стоунхенджу. Он рассказывает, что в мир возвращаются древние, сказочные твари — племена богини Дану, Цернуннос, фоморы и Пендрагоны.
К нашим героям присоединяются спутники. У каждого из них своя непростая история. Вайч (Veitch) — в прошлом кидала. Лора — завистливая соперница Рут (наверное, проиграла ей в чемпионате по обморокам). Сави — индиец, похожий на хиппи. Все они в прошлой жизни были связаны с Духом Пендрагона.
Джек попадает в странную башню, висящую в пустоте. Здесь, за каждой дверью, его ждет видение. Вот он — еще маленький мальчик, — сидит на кровати, и женщина называет его Братом Драконов. А вот он сидит на склоне холма, с мечом в руках, а внизу полыхает Лондон; а вот лежит мертвый…
Герой узнает, что давным-давно в нашем мире жили Златые; но после долгой и жестокой войны с Ночными Странниками, им пришлось покинуть наш мир и уйти в Дальнеземье. Тогда наш мир лишился магии, — но не навсегда… Именно Ночные Горшки… э… Странники охотятся за Джеком и Рут.
Трилогия «Эпоха безвластия» состоит из романов «Конец света» (World’s End), «Последний час» (Darkest Hour) и «Всегда» (Always Forever). Дело Джека продолжат уже новые герои, в трилогии «Темные века» (The Dark Age) — «Дьявол в зеленом» (The Devil In Green), «Королева зла» (The Queen Of Sinister), «Псы Авалона» (The Hounds Of Avalon).
История Джека продолжится в третьей трилогии цикла, — «Королевство Змей». Вышли две книги: «Джек Ворон» (Jack of Ravens) и «Горящий человек» (The Burning Man). Третий роман эпопеи, — «Разрушитель миров» (The Burning Man) выходит в августе.
По мнению Бедфорда, автор неплохо справился с первым романом трилогии. Действие разворачивается плавно — без рывков и промедлений. Автор использует классический набор фэнтези — здесь и герой поневоле (Джек), и колдунья (Рут), и вор, и этакий Гэндальф-Том, который постепенно раскрывает перед нами секреты происходящего.
И в то же время, Чедберн вносит нечто новое в привычный сюжет. Как правило, главные герои в таких историях — подростки, которым гораздо проще приспособиться к переменам. Но в романе «Конец света» мы встречаем взрослых людей, — а им не так-то просто принять, что их знакомый мир рушится, уступая место колдовскому.
По мнению Бедфорда, автору вполне удались характеры персонажей. Книга напомнит Вам «The Crooked Letter» Шона Уильямса и «Гобелены Фьонавара» Гая Гэвриела Кея.
Есть у книги и недостатки. К примеру, некоторая предсказуемость, с которой автор заканчивает каждую главу. Джек то и дело получает по тыкве и теряет сознание, — и это со временем начинает надоедать. Впрочем, эти недостатки не перечеркивают достоинств романа.