Иван Тургенев «Ася»
- Жанры/поджанры: Реализм | Любовный роман
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Главный герой повести Н. Н., путешествуя по Германии, случайно знакомится со своими соотечественниками, братом и сестрой, которые проводят здесь своё время. Между Н.Н. и девушкой возникает чувство, перерастающее в настоящую любовь.
Входит в:
— сборник «Московитские рассказы», 1869 г.
— сборник «Повести русских писателей XIX века», 1986 г.
— антологию «Счастливая ошибка. Повести и рассказы о любви», 1988 г.
— антологию «Первая любовь», 1991 г.
— антологию «Тот дивный мир», 1991 г.
— антологию «Русская повесть», 2001 г.
— антологию «Ещё томлюсь тоской желаний… Романтика на все времена», 2008 г.
— антологию «Русская классика о любви», 2010 г.
— антологию «Гранатовый браслет», 2012 г.
— антологию «Лучшие повести и рассказы о любви в одном томе», 2015 г.
— антологию «Первая любовь (лучшие классические произведения)», 2016 г.
Экранизации:
— «Ася» / «Asya» 1977, СССР, Германия (ГДР), реж. Иосиф Хейфиц
- /языки:
- русский (152), английский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (142), аудиокниги (10)
- /перевод:
- К. Гарнетт (1), И. Тургенев (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kpr, 1 августа 2023 г.
Как отмечено выше, повесть дается легко: изложена плавно, не содержит какой-либо нагроможденности. Образы героев вполне отчетливо воссоздаются в мыслях.
Примечательно в этой, пожалуй, шаблонной истории ее восприятие главным героем – Н. – как непосредственно в течение описываемых событий, так и спустя двадцать лет, в процессе их изложения. Двадцатипятилетним юношей он встречает примечательную девушку Анну (Асю), проникается ей и понимает, что симпатия взаимна.
Вскоре брат девушки – Гагин – излагает ему ее прошлое. Молодая, воспитанная в условиях лишений, Ася неожиданно попадает в господский дом, чувствуя безмерную благодарность к отцу и сводному брату, а также нестерпимый стыд за свое прошлое.
В понимании Н., к моменту их встречи и знакомства девушка так и осталась замкнутой, униженной и отягощенной низостью своего происхождения. Зарождаемые к ней чувства Н. прочно связаны с восприятием этих ощущений. Нерешимость в отношении Аси вызвана, безусловно, не ее социальным происхождением (как это подметил Гагин), а неуверенностью в собственной возможности удовлетворить чувства, возникшие в очаровывающей, но девственной особе.
Между тем, в решающий момент, когда в Асе также зарождается понимание всей опасности сложившегося положения дел, именно она принимает решение не устраниться (и уехать с братом), а отправиться на роковую встречу с главным героем. Также отчетливо сознавая ситуацию, Н. не решается поступить в интересах душевного спокойствия дамы, обвиняя ее и представая в собственных глазах честным и справедливым. Дальнейшие попытки восстановить связь с Асей свидетельствует, пожалуй, о том же чувстве собственного достоинства, желании предстать рыцарем, не отступившим перед тяжестью ситуации и добившемся руки возлюбленной.
На фоне Н. куда более учтивом и ответственным за чувства Аси выступает Ганин. Следуя наставлению отца, он озадачен поддержанием душевного благополучия сестры. Откровенно намекая на одобрение возможного брака, он, не получив положительного ответа, принимает твердое решение оборвать терзания Аси.
Характер повествования позволяет судить, что восприятие главным героем вспоминаемой истории остается, в части оценки собственных действий, тем же. Упиваясь чувствами утраченной любви и «осужденности на одиночество бессемейного бобыля», он воспринимает себя героем трагедии, самой судьбой предопределенным к истерзывающей, но благородной роли страдальца.
kerigma, 12 ноября 2009 г.
Пожалуй, из всех наших классиков Тургенев для меня — самый «русский» в смысле «родной». Его стиль, манера повествования. С одной стороны, текст совершенно ни о чем, и любого другого автора с таким сюжетом я бросила бы на второй странице, а Тургеневым зачитываюсь. При этом его никак нельзя упрекнуть, что он пишет слишком «просто» или «плоско», но тургеневский слог течет так плавно, звучит для моего уха так естественно, что уже все равно, *о чем* читать, удовольствие доставляет сам процесс. Тургенев не требует от русского читателя совершенно никакой читательской работы. Как плыть по течению в теплой воде. Никакого напряжения, никаких особых моральных уроков, простейший сюжет про первую любовь — а ведь как хорошо!
Сюжет, действительно, простейший. Молодой человек и молодая девушка, заграница, первая любовь, молодой человек в ответственный момент не находит в себе достаточно решимости и потом жалеет об этом всю оставшуюся жизнь. У многих есть такие моменты, думаю, когда надо было решаться, сделать первый шаг, они не решились и до сих пор жалеют — у меня тоже. Не то чтобы я сильно из-за этого страдала, скорее это подвид ностальгии по юности.
Ситуация не просто естественная, а даже банальная. Очень страшно и сложно сказать, что любишь, особенно если это действительно так. Очень милая, нежная и ностальгическая повесть.
Alexus_404, 8 июня 2017 г.
Помню, помню эту повесть! Помню, как зацепило, особенно концовка! Буду краток, потому что до меня всеми все сказано. Сюжет незамысловат: молодой человек знакомится с братом и сестрой, которая впоследствии вызывает у него чувства, но он этого не осознает до конца. И, к сожалению, осознал поздно. Концовка действительно оставляет неприятный осадок, я до сих пор не забыл. Вот что бывает, когда в важные моменты ты не делаешь шага, не принимаешь решения.
2480, 6 марта 2011 г.
Сколько уже всего написано о любви, и нашими авторами, и заграничными! Трудно найти в этом многообразии что-то оригинальное или берущее за душу. Вот «Ася» за душу не взяла. Несимпатичные герои, насквозь упадочные и неудачливые, робкие, причём всё это автор пытается отобразить как положительные качества. Простенькая ситуация, начинается практически ничем и также заканчивается. Ровно написано, читается легко, но постоянно задаёшь себе вопрос: а чего от нас хотят, чтобы мы задались каким конкретно вопросом? Вижу только один вопрос: зачем это было написано? Есть вещи о любви и более пронзительные. А это страшная банальщина. О проблеме выбора есть книги значительно сильнее (Лео Перуц- «Мастер страшного суда», к примеру).
Итог: ничем не выделяющаяся повесть, читается скучновато.