Тот случай, когда ко второму сезону сериал определенно становится лучше, хотя бы потому, что перестает противоречить литературному источнику и обретает свой стиль.
Это продолжение — в сюжетном смысле — как первого сезона, так и романа.
Творческая удача сериала — это предельно чёткая иллюстрация отличия хорошего политика от хорошего человека. Тут нет мгновенных переходов, нет границы или стрелки на путях. Благородные порывы вполне могут играть в минус, а довольно мрачные и отталкивающие личности — при минимальном прагматизме — уже выступают спасителями миллионов. Показано несколько ситуаций, в которых человеческое и политическое противостоят одно другому, при том что у этого-же набора людей есть другие смычки между политикой и собственным «я», которые работают на взаимное улучшение.
Джон Смит — при всех его мерзостях — оказывается адекватным.
А один из сыновей нацистских бонз — мы его знаем по первому сезону — при всем своем личном поступательном развитии, заходит в тупик.
Часть недосказанностей первого сезона — осветили более чем ярко. И наркотики в Рейхе, и Лебенсборн, и выбраковку (самовыбраковку практически мутанта). И верхнюю прослойку общества, отходящую понемногу от идеалов национал-социализма — сомневающихся детей, ироничных к идеологии жен.
Аромат иного времени — получился.
Хорошо подошли к вопросу работы ритора (в значении стивенсовского «Анафема» — человек манипулирует историей с помощью информации, тех же фильмов). Показана интрига, которая развивается от странного сочетания случайностей, порывов и воли отдельных людей. Это еще нельзя назвать хитростью исторического разума, но вышло неплохо.
Очень хорошо выглядит «кандидат в малые таинники Пятого Рима» — министр торговли Японии. Человек от недовольства настоящим и желания лучшего приходит к восхищению чудом, к миру в душе, а потом к необходимости работать над улучшением настоящего новыми методами. Он как бы поднимается над конкретикой государства, права, идеологии — но при этом не становится эгоистичной сволочью или просто манипулятором.
Вообще связка сюжетных приемов — получилась. Тему войны и смерти фюрера — довели до ядерной кнопки и до выбора преемника, показали свой вариант карибского кризиса, при том увязали с парой семейных драм и подпольных интриг.
Понятно, что есть недостатки.
Сам «человек в высоком замке» — как личность — показался мне совершенно неубедительным. Чтобы манипулировать на заявленном в сюжете уровне сложности, он должен «видеть на три метра под землю». Но на экране движется нервный, издерганный субъект, который слишком обременен мелочами — что в постановочном разговоре с женщиной-«агентом», что в относительно спокойном общении. Ему далеко до фраа Джада и даже до тех специалистов, которых Лазарчук вывел во «Все способные держать оружие». Скорее он походит на младшего научного сотрудника, решившего на свой страх и риск заниматься исправлением одной исторической линии, который перед своим «увольнением» скачал все данные по МНВ для этой линии... Но такой человек с очень малой вероятностью сможет создать и поддерживать организацию, которая будет его охранять.
Разумеется, есть куча бюрократических и смысловых провалов, что слишком бросаются в глаза. И безоговорочное доверие показанному фильму в последней серии (при том, что подделок там может быть много), и вера документам, и какая-то дырчатость военной иерархии у японцев (вокруг генерала, очевидно, должны быть полковники, майоры и прочие и прочие), и много чего еще.
Этих ляпов — хватает с избытком. Увы.
Намеки на сюжет Второй мировой, как рисуют её авторы сериала — дают совершенно фантастическое, имхо, невозможное развитие событий.
Есть ляпы и с декорациями — одни уазики в японской армии чего стоят.
Но — отчасти парадоксально — я оценил бы сезон на твердые 8 из 10. В своей нише — альтернативной истории без налета паранойи, без слишком высоких требований — сериал вполне на своём месте. Альтернативно-исторический триллер.