7. В замечательном «Словаре польских авторов фантастики» Анджея Невядовского размещена персоналия Станислава Игнация Виткевича (Виткация)/Witkiewicz Stanisław Ignacy (1885 – 1939) – философа, литератора, теоретика искусства, критика, художника, учителя. Здесь же, в подрубрике «Пожелтевшие страницы» напечатан отрывок из его романа «Прощание с осенью» (Stanisław Ignacy Witkiewicz “Pożegnanie jesieni”, PIW, Warszawa, 1983).
8. В рубрике «Критики о НФ» под заголовком «Na wirażu/На вираже» размещена стенограмма состоявшегося 24.05.1990 редакционного совещания, в котором приняли участие Эдмунд Внук-Липиньский, Марек Орамус, Марцин Вольский, Яцек Инглëт, Дорота Малиновская, Адам Холлянек, Лех Енчмык и Мацей Паровский. Чем была в последнем десятилетии научная фантастика для поляков? Что в этом жанре делается ныне? Каковыми видятся задачи и перспективы развития жанра в ныне слагающейся общественной ситуации? Весьма поучительное чтение для теоретиков и историков жанра – четыре полные страницы в три колонки мелким шрифтом…
9. В рубрике «Рецензии» некто Predator проходится критико-публицистическим рубанком по заключительной части трилогии А. и Б. Стругацких «Волны гасят ветер» (Arkadij Strugacki, Borys Strugacki “Fale tłumią wiatr”. Tłum. Irena Lewandowska. “Iskry”, Warszawa, 1989); “действие большинства произведений Стругацких разворачивается в действительности explicite или implicite коммунистической, преисполненной технических и научных возможностей, богатой и замечательной. Несколько последних лет целиком и полностью уяснили фальшивость таких представлений, смещая продукцию этого авторского коллектива куда-то в область утопии…”.
Он же ностальгически вздыхает, перечитывая переизданную повесть Ежи Брошкевича «Те, <что> из Десятой тысячи» (Jerzy Broszkiewicz “Ci z Dzisiątego Tysięca”, Wydawnictwo Literackie, 1989); “опасно возвращаться спустя годы к книжкам, памятным с детства… Когда смотришь на эту повесть, отфильтровав детское восхищение, оказывается, что эту написанную в начале шестидесятых годов историю о космической спасательной экспедиции здорово побило молью”;
Он же горько кривится, разглядывая сборник повестей чешского писателя Йосефа Несвадбы «Второе перевоплощение Минехавы» (Josef Nesvadba “Drugie wcielenie Minehawy”. Tłum. Piotr Godlewski. “Czytelnik”, Warszawa, 1989); “из представленных в сборнике трех повестей я с большим трудом прочитал первую, наскоро перелистал вторую и взглядом даже не затронул третью, опасаясь за свое психическое здоровье. В них описываются семейно-общественные неурядицы в контексте жутко научной психологии, дополнительно оснащенной техническими изобретениями. В первом случае это “психоскоп”, во втором – “конденсатор чувств”, в третьем – неведомо что… В этих довольно-таки многословных текстах речь идет ни о чем, к тому же они настолько нудные, что, когда их читаешь, рот не закрывается из-за жуткой зевоты…”;
Он же творчески осмысливает повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» (Michał Bułhakow “Psie serce”. Tłum. Irena Lewandowska. “Iskry”, Warszawa, 1989); “общественно-исторический фон этой короткой повести позволяет видеть в ней метафору: насильственному преобразованию был подвергнут целый великий народ, а что из этого получилось, мы сейчас видим воочию…”;
И, наконец, он же горячо советует почитать научно-популярную книгу британского математика польского происхождения Джейкоба Броновского «Сила воображения» (Jacob Bronowski “Potęga wyobraźni”. Tłum. Stefan Amsterdamski. PIW, Warszawa, 1988) – о роли науки в процессе становления человечества и его цивилизации.
Здесь же размещена пространная рецензия Мацея Паровского/Maciej Parowski на книгу Джонсона (J.W.G.) «На ухабах теории эволюции» (J.W.G. Johnson “Na bezdrożach teorii ewolucji”. Tłum. J. Kempski. Wydawnictwo “Michalineum”, Warszawa-Struga, 1989);
«в теории эволюции (имея в своем распоряжении сотни доказательств того, что ничего не изменяется без причины) человек лишает Бога авторства этого дела и сдвигает Его в сторону, утверждая, что все свершилось случайно и само по себе. Интересно, что подобный автоматизм и внешний объективизм процессов, которые должны неминуемо привести нас к коммунизму, выступал и в историческом материализме. Эволюционизм, частично вопреки воле его автора, отбирал у Бога роль сознательного творца. Марксизм также, может быть не совсем по мысли Маркса, <…> отобрал эту роль у человека. Недаром ведь подчеркивались подобия этих теорий, возникших, впрочем, почти одновременно на исходе XIX века и взаимно оказывавших друг на друга влияние. Не исключено, значит, что и распрощаемся мы с ними также приблизительно в одно и то же время…»
10. Три небольшие заметки Дороты Малиновской/Dorota Malinowska в рубрике «Кино и НФ» посвящены обсуждению фильмов «Millenium» (реж. Майкл Андерсон, США, 1989), «Erik the Viking» (реж. Терри Джоунс, Великобритания, 1989) и «Cherry 2000» (реж. Стив Де Джарнетт, США, 1987).
12. В рубрике «Читатели и “Fantastyka”» напечатана подготовленная Кшиштофом Шольгиней/Krzysztof Szolginia подборка выдержек из писем читателей с оценкой опубликованных в журнале в 1989 году критических материалов.
13. В этом номере публикуется также четвертый фрагмент комикса «Amazonka Anyhia» -- итальянского сценариста и художника РОБЕРТО БОНАДИМАНИ/Roberto Bonadimani.
14. И таки да – цена этого номера (как, впрочем, и двух последующих) уже 5500 злотых (вместо 3900).