Традиционная интернет-премия «Книга Года», проводящаяся на ФантЛабе, давно стала для меня важной частью литературной жизни, поскольку позволяет узнать мнение широкого круга читателей, любящих фантастику и фэнтези.
Учитывая количество вышедших за год произведений, надо признать, что задача выбрать лучших — довольно сложна, особенно, если хочется отметить разные жанры. Поэтому, чтобы упростить — или затруднить, хи-хикс — эту задачу для лаборантов, я решил поделиться своей точкой зрения на возможные топы по самым популярным номинациям.
Итак!
Если говорить про НФ, то хорошие шансы у романа Джеймса Камбиаса «Тёмное море» (рецензия) — добротная планетарная НФ с элементами приключений и ксенологии.
Однако у него есть сильный соперник из области хард-НФ, а именно Питер Уоттс, аж с двумя книгами — романом «Эхопраксия» (рецензия) — острый и жесткий роман гранитно-твердой НФ с множеством гипотетических примесей — и сборником «По ту сторону рифта».
На пятки им наступает Грег Иган с романом «Город перестановок» (рецензия воспоследует). Впрочем, на мой вкус, Уоттс будет посильнее, тем паче что книга Игана банально немножечко устарела — с 1994 года, ага.
Не стоит окончательно списывать со счетов и Йена Макдональда с его «Бразильей» (рецензия) — качественная НФ, в которую вплетены детектив и альтернативная история.
В плане фантастических, но не столь научных вещей, можно отметить Паоло Бачигалупи с «Водяным ножом» (рецензия), где создана жесткая смесь апокалипсиса, экшена и детектива.
Если обратить взор к фэнтези, то явным фаворитом будет Роберт Вегнер с двумя книгами-сборниками из цикла «Сказания Меекханского пограничья» (рецензия и рецензия). Это отличное фэнтези, объединяющее элементы эпика, героики и дарка, которое затем дополняется авантюрой.
Заслуживает внимания неординарный роман Кэтрин М. Валенте «В ночном саду» (рецензия), который я бы охарактеризовал, как фэнтезийно-сказочное красочное и затейливое мифопоэтическое полотно, сотканное из множества историй.
Можно вспомнить и про занятный дебют Блейка Чарлтона — «Чарослов» (рецензия), который представляет собой удачное сочетание магической лингвистики и классического взросления.
А ведь был еще «Расколотый мир» Феликса Гилмана (рецензия), хороший образчик «new weird», в котором стерты границы между фэнтези, научной фантастикой и триллерами.
Уже традиционно одно из первых мест следует бронировать для Олди, в данном случае — романа «Пленник железной горы» — сильное фольклорно-якутское фэнтези, в котором сведены философские, психологические и приключенческие мотивы.
Также я непременно проголосую за новый роман Надежды Поповой «И аз воздам» из цикла «Конгрегация» — очередная часть фэнтезийно-квазиисторического мира, в которой Гессе сталкивается лицом к лицу с доселе неводомой угрозой.
Порадовал меня роман Павла Корнева «Падший», также цикловой, бодрая авантюрно-детективная история.
Уверенно дебютировал Андрей Кокоулин с романом «Северный удел» (рецензия) — трагическая детективная история, пропитанная кровавой магией.
Нельзя не упомянуть редкий научно-фантастический дебют Роберта Ибатуллина «Роза и Червь» (рецензия) — добротная твердая НФ космического масштаба.
Ну и заодно проверим, будут ли сильны позиции Алексея Пехова на примере «Созерцателя» — нуарно-фэнтезийной книги, ознаменовавшей начало нового цикла.
Надеюсь, данный обзор поможет вам сориентироваться, сэкономить — или наоборот потратить с толком — ваше время. Приятных книжных открытий!