Тьма что была до


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Dragn» > Тьма, что была до нас
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тьма, что была до нас

Статья написана 2 августа 2009 г. 18:12

Р. Скотт Бэккер «Слуги Темного Властелина»

Эпическое фэнтези — это достаточно сложное по своему рецепту и приготовлению литературное блюдо. Одно непродуманное решение, какой-нибудь ингредиент забыт в спешке — и читательский аппетит основательно испорчен. Такие искусные мастера как Джордж Мартин встречаются крайне редко, хотя, сколько было желающих убедить публику, что им тоже известен непревзойденный рецепт ПЛиОвского пирога. И вот нам предложено переиздание одного из таких блюд, роскошно политое темным горьковатым соусом дарка. Придется ли оно по вкусу читателю?

Мир после Армагеддона. От всего сущего могла остаться горсть пепла. Но люди пережили пришествие Не-бога, выжили, и, наконец, воцарился относительный мир. Но, с присущим людям легкомыслием, они почти забыли о былом ужасе, и только слуги магического ордена Завета хранят память о прошедшем и пытаются делать все, чтобы подобное не повторилось.

События, о которых идет речь, разворачиваются в местности под названием Три моря в центре Эарве. Мир изменился и организован иначе. Правящей религией Трех Морей стал айнритизм (церковь Тысячи Храмов), одним из постулатов которой является существование Бога единого во всех его ипостасях. Глава церкви неожиданно объявляет о начале Священной Войны за святой город Шайме, расположенный в далеких южных краях. Именно туда в Шайме как раз направляется молодой монах-дунианец Анусаримбор Келлхус, чтобы отыскать своего отца. А Колдун Завета Друз Акхеймион держит путь в Сумну (центральный город Тысячи Храмов). Цель колдуна выяснить, что стоит за Священной Войной. И это лишь малая часть гигантского айсберга тайн, интриг, и путей героев романа.

Бэккер с особой тщательностью медленно плетет тяжеловесную ткань мира. Такое начало, вполне, может оттолкнуть многих. Действительно сложно выдержать огромное количество специально придуманных терминов, имен, названий, устоев и прочих деталей. Это обилие сродни «Властелину Кольца», но Толкин все же вел себя по отношению к читателям более мягко, по-дружески. Бэкер же не всегда утруждает себя тем, чтобы объясниться с читателем, учесть его закономерные вопросы и недоумение. И, тем не менее, предлагаемый им сложный, мрачный мир очаровывает и, проявив терпение (через некоторое количество страниц), мы будем вознаграждены и все узнаем и поймем. Такой подход автора долго принуждает читателя пребывать в напряженном длительном непонимании, но читательское усердие окупается сторицей, когда картина предстает завершенной.

К удачам писателя следует отнести проработанность мира, хитросплетения интриг и психологическая яркость героев.

Мир прекрасно проработан, он населен колоритными расами и народами. О людях наши знания пополняться. Что-то нам дано узнать о шранках. А вот, что представляют собой нелюди, пока останется тайной. За каждым народом — древняя история, и всех их связывает прочные узы веры и вражды. Писатель прекрасно использует недосказанность: нам приоткрывают тайну, но разжигают любопытство, задавая новые вопросы, и увлекают все дальше и дальше. Вопросов всегда больше, чем ответов. Мотивы персонажей понятны лишь иногда, большей частью они покрыты мраком. И сами герои знают не больше нашего. Кажется, что начинаешь скучать, но Бэккер бросает новый вопрос, или раскрывает суть прежнего, дает ответ, включает нового героя и раскрашивает узоры романа новыми нитями. В отношениях со своими героями Бэккер в чем то похож на Мартина: он беспощаден к ним также, как и создатель ПЛиО, а его герои, в свою очередь, беспощадны друг к другу. И в этом, на мой взгляд, минус, потому что следить за событиями интересно, но вот сопереживать не получается почти никому. Мартин щедро населял свои произведения разными типами, добряками и злодеями, позаботившись о том, чтобы всегда в них была изюминка, а читатель мог найти своего героя, сопереживать ему, болеть за него. Тут совсем иначе, мир менее личностно выразителен, выбор поменьше, да и в массе своей все мало симпатичные типы.

Но в ряде персонажей сосредоточены главные идейные решения, и в этом отношении писателя не в чем упрекнуть. Его персонажи оказывают ему необходимые услуги и удались. Дунианец Анусаримбор Келлхус представитель древнего рода, обладающий способностью контролировать свои мысли, проницательно анализировать окружающую действительность, читать по лицам людей и многое другое. Друз Акхеймион, колдун Завета, оказавшись в самом эпицентре событий, не доверяет самому себе, сомневается в своем понимание происходящего и боится все это принять. Найюр — грозный и ужасный вождь скюльвендского племени утемонов, которым движет желание мести. Эсменет — проститутка, влюбленная в Друза, которой не под силу разобраться в собственных чувствах. И другие…

Бэккер, получивший философское и лингвистическое образование, прекрасно пользуется своими университетскими познаниями. Это заметно. Об этом свидетельствует великолепная содержательная проработка мира. Но сильнее всего этот грандиозный бэкграунд обнаруживается в идейной наполнености книги. Он предлагает серьезные размышления о вовлечении общества в процесс Священной войны и ставит образцовые по своей вечности и неразрешимости философские вопросы: Что такое божественное? Каково отношение человечного и божественного? Какова природа веры? Что движет людьми? Многие идеи, которых касается писатель, напоминают о «Дюне», но размышления Бэккера в существенном не совпадают с размышлениями Герберта. Они незаурядны, но кажутся поверхностными по сравнению с глубинами «Дюны». Но может еще рано делать окончательные выводы, мы еще посмотрим. Другой вопрос, который Бэккер поднимает, это природа сознания и души, свободы воли, что нас определяет, что было раньше. В своем отдельном романе «Нейропат», Бэккер посвятил и развил свои мысли посвященные исключительно анализу сознания. Главное, роман дает столь редкую для эпического фэнтези возможность не просто следить за хитросплетениями интриг, но и осмыслить немало интересных и важных вещей.

И последнее о чем стоит сказать — это атмосфера. Настоящий, ничем незамутненный дарк. Мир пережил Армагеддон и, возможно, находиться в преддверии следующего. И герои под стать. Назвать кого-то добряком или «чистой души человеком» — это очень сильно приврать. Бэккер продемонстрировал диссонанс, показав людей, которые обладали даром понимать красоту и что с ними стало.

«Князя Пустоты» часто рекомендуют любителям ПЛиО. Дескать, похоже. Но сходство лишь в том, что оба хороши каждый по-своему. И отнюдь не каждый Мартинофил станет Бэккерофилом. И наоборот, отнюдь нет.

И, напоследок, пару слов. Новое издание заслуживает похвал: качественная бумага, первоклассное оформление, карта, приложение, все как у людей. Надо сказать, что вторая карта (Трех Морей) относительно первой повернута на 90 градусов. Надеюсь, что и дальше «Черное Фэнтези» будет издаваться на таком же уровне.

Итог: Мощный увлекательный дарк эпик. Проработанный как «Властелин Колец» и ставящий вопросы подобно «Дюне». Изобилующий огромным количеством интриг и обрушивающий на голову читателя массу вопросов. Тяжелый для восприятия, но того, кто сможет продраться сквозь начало и привыкнуть к реалиям этого мира , одарит по полной, несомненно. Всем любителям эпического фэнтези и дарк фэнтези ознакомится обязательно. Другим я бы все же посоветовал рискнуть, ибо не часто нас балуют столь незаурядными книгами.





418
просмотры





  Комментарии
Страницы: 123


Ссылка на сообщение3 августа 2009 г. 15:42

цитата Dragn

отношениях со своими героями Бэккер в чем то похож на Мартина: он беспощаден к ним также, как и создатель ПЛиО, а его герои, в свою очередь, беспощадны друг к другу.

фокус в том, что Мартин относится к персонажам как к собственным детям (см. рассказ «Портреты его детей» :-)))). А Бэккер — как к переменным в уравнении. поэтому сопереживать и не получается, и поэтому Бэккер — не Мартин (спасибо за внимание, это было краткое изложение всемирной известной теоремы Din Tomas-а про Бэккера и Мартина :-)))).

но при этом Бэккер все же умудряется снабдить нескольких героев яркими чертами (Найюра, Друзя, и, конечно, Келлхуса). кстати, Келлхус для меня — такой чисто комиксный персонаж. достоверный супергерой от фэнтэзи. и вообще забавно, что такую философскую книжку легко вообразить переложенной в комикс (нужно только отдать ее нужному художнику). но это был бы крутой комикс.

цитата

но вот сопереживать не получается почти никому

кстати, подозреваю, Бэккер рассчитывал, что читатели будут в основном ассоциировать себя с Друзем. ну и это действительно персонаж, более других близкий читателю. просто нормальный человек, изломанный обстоятельствами и своим редким проклятием.

цитата

Они незаурядны, но кажутся поверхностными по сравнению с глубинами «Дюны».

кстати, интересно, что вот Пауль/Пол из Дюны мне как-то совсем не приглянулся, в отличие от Келлхуса :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2009 г. 15:51

цитата Din Tomas

фокус в том, что Мартин относится к персонажам как к собственным детям (см. рассказ «Портреты его детей» ).
ППКС :beer: Портреты к тому же шедевреальный рассказ. ^_^ Но заметь, как он мучает Старков! o_O

цитата Din Tomas

А Бэккер — как к переменным в уравнении. поэтому сопереживать и не получается, и поэтому Бэккер — не Мартин (спасибо за внимание, это было краткое изложение всемирной известной теоремы Din Tomas-а про Бэккера и Мартина ).
:-) Очень точно высказался. Теорема доказана. Садитесь.. 5 :-)))

цитата Din Tomas

но при этом Бэккер все же умудряется снабдить нескольких героев яркими чертами (Найюра, Друзя, и, конечно, Келлхуса)
Ты выписал три моих самых любимых линии в книге :-D

цитата Din Tomas

кстати, Келлхус для меня — такой чисто комиксный персонаж. достоверный супергерой от фэнтэзи. и вообще забавно, что такую философскую книжку легко вообразить переложенной в комикс (нужно только отдать ее нужному художнику). но это был бы крутой комикс.
Я бы экранизацию такого комикса посмотрел бы :beer:

цитата Din Tomas

кстати, подозреваю, Бэккер рассчитывал, что читатели будут в основном ассоциировать себя с Друзем. ну и это действительно персонаж, более других близкий читателю. просто нормальный человек, изломанный обстоятельствами и своим редким проклятием.
И находящийся в центре событий. Глазами летописца. =)

цитата Din Tomas

кстати, интересно, что вот Пауль/Пол из Дюны мне как-то совсем не приглянулся, в отличие от Келлхуса
Именно из «Дюны», мне Пол нравится, а вот дальше... Надеюсь, что Келлхус дальше мне только больше понравится))
 


Ссылка на сообщение3 августа 2009 г. 19:54

цитата Dragn

Но заметь, как он мучает Старков!

а он, видимо, тех, кого особенно любит, и мучает больше других ) но зато на финал небось припасено их триумфальное возвращение на арену Семи Королевств. кстати, что-то у меня вдруг зазудело перечитать 4 книжки ПЛиО :-)))

цитата Dragn

Ты выписал три моих самых любимых линии в книге

мои тоже ) а самый смак — это Келлхус и Найюр вместе, искры во все стороны. А потом — встреча Келлхуса с Друзем.
 


Ссылка на сообщение3 августа 2009 г. 19:58

цитата Din Tomas

он, видимо, тех, кого особенно любит, и мучает больше других ) но зато на финал небось припасено их триумфальное возвращение на арену Семи Королевств.
Главное пусть Джон выкарабкается. ))) И пусть встретится с Дени *___*

цитата Din Tomas

кстати, что-то у меня вдруг зазудело перечитать 4 книжки ПЛиО
Тоже самое :-))) :beer: Вот только хочу перечитать именно после выхода Танца. Чтобы сразу в бой!))

цитата Din Tomas

мои тоже ) а самый смак — это Келлхус и Найюр вместе, искры во все стороны. А потом — встреча Келлхуса с Друзем.
ППКС. ))


Ссылка на сообщение3 августа 2009 г. 19:28
Ребят,вот честно, два таких масштабных отзыва на одно произведение, да еще и в один день совершенно убили все желание книгу читать. Возникла мысль, что если такие отзывы скучноватые и затянутые, значит и книга не лучше. Хотелось бы меньше разборов и больше эмоций от прочитанного.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2009 г. 19:41
Мне кажется лучше постараться подойти с долей объективизма, чем заполнять все субъективными впечатлениями... Тем более, если транслируется на главную страницу.

цитата Gelena

Возникла мысль, что если такие отзывы скучноватые и затянутые, значит и книга не лучше.
Тогда не читайте ;-)
 


Ссылка на сообщение3 августа 2009 г. 19:58
Так вы все таки отзыв пишете, впечатлениями делитесь или «транслируетесь» на главной странице? Если второе цель-тогда все понятно и вопросов к Вам нет.

цитата Dragn

Тогда не читайте

Книгу или Ваши дальнейшие трансляции?;-)
 


Ссылка на сообщение3 августа 2009 г. 20:07

цитата Gelena

Так вы все таки отзыв пишете, впечатлениями делитесь или «транслируетесь» на главной странице? Если второе цель-тогда все понятно и вопросов к Вам нет.
Я пишу отзыв, который мягко хочет претендовать на звание рецензии)

Моя цель показать, тем кто мои опусы прочитает, стоит ли книгу взять или нет. Почему? Что в ней такого интересного? Что вообще из себя книга представляет? И тд. =)

цитата Gelena

Книгу или Ваши дальнейшие трансляции?
Вы свободный человек, поэтому вам и решать 8-) Но не ставьте на мне крест) Я не всегда пишу в одной манере... 8:-0

Может мне, и правда не удалось передать, что из себя книга представляет. Но уж точно она заслуживает внимание.

И мне кажется у Мисс Марпл вполне не сухой и достаточно эмоциональный отзыв. 8:-0


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 00:21
У меня собственно мысли такие. В фэнтези меня пока по-настоящему цепанули три автора — Мартин, Бэккер, Аберкромби (Эриксона ещё не читал). Понятно, что все пытаются сравнивать более молодых коллег с Мартином. Только вот я задаюсь вопросом — а зачем мне второй Мартин? Мне и одного хватает. По-моему, просто здорово, что они не идут по проторенной Мартином дорожке, а играют по своим правилам, и каждый из этой тройки по-своему хорош. А некая холодность и отстранённость Бэккера, мне кажутся, вполне осознанными.
А эмоции, они разные бывают. Некоторые ярко вспыхивают и потом быстро сгорают, а другие не так сильно захлёстывают, на первый взгляд, но отпускать совсем не собираются. Kalkin прав, забыть эпик Бэккера очень трудно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 00:27

цитата Senna

каждый из этой тройки по-своему хорош
Так и есть) Я честно не понимаю зачем их сравнивать, да и не похожи совсем.

цитата Senna

А некая холодность и отстранённость Бэккера, мне кажутся, вполне осознанными.
Вверху Дин Томас очень точно сказал, что Бэккер героев использует как переменные в уравнении. )

цитата Senna

А эмоции, они разные бывают. Некоторые ярко вспыхивают и потом быстро сгорают, а другие не так сильно захлёстывают, на первый взгляд, но отпускать совсем не собираются. Kalkin прав, забыть эпик Бэккера очень трудно.
Действительно. Вот прочитал я два дня назад, а вот до сих пор думаю о Келлхусе, интригах и многом другом.

И руки чешутся 10ку влепить 8:-0 Но я решил посмотреть, что будет во второй. Как и с Аберкромби...


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 00:43
Я влепил и не жалею, а вторую книгу зарёкся читать без окончания трилогии. С Аберкромби же вообще интересная история. Конечно, всё от восприятия зависит, но вот в первой книге автор, в сущности, только фигуры расставил, а я уже в нетерпении притоптываю ногами. Искренне завидую (сочувствую:-)))) тем, кому уже всё предельно ясно и с сюжетом и с героями. Мне вот, признаюсь, ни черта не ясно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 00:47
Полностью согласен. :beer: Мне лично, тоже ни черта не ясно :-)))


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 08:07
А я купил первые две части в серии «Короли Fantasy». Не спорю, обложка переиздания просто шикарная, но вероятность увидеть его в родной дыре очень мала. ???
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 10:10
В целом разницы никакой, кроме карсовости.

Как я понял в ЧФ внесено ряд правок на карте, и возможно в тексте.


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 09:39

цитата

Искренне завидую (сочувствую) тем, кому уже всё предельно ясно и с сюжетом и с героями. Мне вот, признаюсь, ни черта не ясно.

Именно так и задумывал автор;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 10:09
Что как по мне прекрасно =)


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 21:10
поздравляю с сотней комментов к этой записи — мощная цифра :-) :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 21:11
Спасибо. :beer:

^_^
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 21:12
теперь давай вдвоячка добьем до 200! :-)))
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 21:14
:-))): Два спам-бота? :-)))
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 21:20
будем выводить тебя в блог-топ яндекса (если на секунду допустить, что он индексирует колонки на ФЛ) :-))) но чтобы облегчить задачу, надо пост снабдить какими-нибудь фэнтэзюшными иллюстрациями в стиле ню ))
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 21:48
:-)))

Тогда рейтинг скакнет выше крыши! «Как он посмел?» «Это литературный сайт!!» :-)))
 


Ссылка на сообщение4 августа 2009 г. 22:23

цитата Din Tomas

надо пост снабдить какими-нибудь фэнтэзюшными иллюстрациями в стиле ню ))

и вечный бан гарантирован? :-)))
 


Ссылка на сообщение8 августа 2009 г. 00:58

цитата Din Tomas

в стиле ню

хентайчик?
 


Ссылка на сообщение8 августа 2009 г. 01:12
А почему не юри? :-)))
 


Ссылка на сообщение8 августа 2009 г. 01:16
А кто сказал, что не юри? Но уж точно не яой *скромно поблевывает*
 


Ссылка на сообщение8 августа 2009 г. 01:20
На том и порешили :-)))


Ссылка на сообщение15 августа 2009 г. 20:57
Atrid, не поняла Ваши слова«Именно так и задумывал автор;-)«. Это юмор или утверждение. Спасибо.
Страницы: 123

⇑ Наверх