Как понятно из названия, главные действующие лица спектакля — древнеримский император Нерон и его учитель Сенека. Чтобы вникнуть в постановку, нужно быть хоть немного знакомым с этими историческими личностями, иначе вы не поймете ничего. Спектакль не объясняет нам очевидные вещи: кто такие Нерон и Сенека, как они связаны между собой; нам показали психологическую составляющую этих исторических личностей: в кого превратился Нерон под руководством одного из величайших философов Сенеки, какие предпосылки послужили формированию характера правителя, какие уроки извлек он из жизни с Сенекой, какие ошибки совершил великий философ, воспитывая ребенка — будущего императора.
Нерон представлен в спектакле в двух ипостасях — жесткий правитель, тиран, и ранимый ребенок, которому были нанесены психологические травмы. И, знаете, если в начале спектакля ты испытываешь отвращение к Нерону, то когда перед нами предстает ребенок, у которого было поистине тяжелое детство, его становится жалко... Становится понятно, почему он стал таким жестоким, когда вырос. И во многом в этом виноват его учитель, который до последнего отказывается признать свою ошибку.
Первая половина спектакля (до антракта) у меня вызвала двоякие чувства, я привыкала к его манере — завуалированная жестокость, постельные сцены, манера игры актеров и их движение по сцене. Не скажу, что мне не понравилось, нет. Просто необычно. К концу первого акта я распробовала этот стиль и приняла его. Второй акт получился более динамичным, и в нем уже дали место Сенеке, подарив нам, тем самым, возможность насладиться голосом и игрой А. Джигарханяна.
Те, кто захочет пойти на спектакль ради Джигарханяна, разочаруются, так как у актера почти нет слов, его герой — немой зритель, наблюдающий за тем, кого он вырастил. Однако в те редкие моменты, когда Сенеке давали слово, у меня шли мурашки по коже от голоса Джигарханяна, невероятной силы и харизмы актер, что, собственно, и так понятно, без особых комментариев.
Про Кирилла Анисимова, играющего Нерона, хочется сказать: он — очень талантливый актер! У Анисимова получилось удерживать внимание на себе на протяжении всего действа, все внимание было сосредоточено на нем и глаз от него отрывать не хотелось! Он блестяще передал двойственность Нерона — тиранию и ранимость. А от последнего его монолога у меня буквально мороз по коже пошел: сколько боли, обиды, опустошенности, бессилия было в этих словах!
Как итог, могу сказать: спектакль посмотреть стоит! Только (еще раз предупреждаю) вы должны быть "в теме". Постановка — нетривиальная, с отличным актерским составом, и после спектакля вам будет, о чем подумать.