Писать про объект интереса всегда нелегко, особенно тяжело это делать, когда твое неравнодушие имеет любовный окрас. Именно такой случай с сегодняшним сериалом в моей череде аниме-обзоров. «Странников» я искренне люблю, и потому честно пообещаю: беспристрастным я не буду.
При довольно большой популярности фантастического жанра, как в японских медиа (книги/манга/ТВ/кино), так и в мировых, сыскать ныне представителей так называемой «твердой» научной фантастики — задача не из простых. То «картину маслом» испортит более легкий жанр-собрат фэнтези, то затешется таймпанк, и прочие сюжетные аберрации. А уж космическую фантастику на японском ТВ и вовсе можно по пальцам пересчитать. За последние два десятилетия кроме «Странников» были только «Космические братья» (2012) да Moonlight Mile (2007). Чего уж там, ушли золотые 60-е, нет более космической «лихорадки». Оттого лишь весомее и дороже сердцу проекты вроде «Странников».
Премьера состоялась октябрьским утром в далеком теперь уже 2003 году на одном из дочерних каналов вещательной корпорации NHK (тот самом, что недавно транслировал сериальную работу Миядзаки-мл. «Рони, дочь разбойника» (2014)). По сюжету, события разворачиваются в середине 70-х нашего тысячелетия. Человечество рьяно осваивает открытый космос: на Луне уже есть город с населением более ста тысяч, между спутником Земли и самой планетой регулярное сообщение, были совершены полеты на Марс, готовится «покорение» Юпитера. Ввиду загруженности летного пространства и риска возникновения синдрома Кесслера на земной орбите трудятся команды сборщиков космического мусора. Речь пойдет об одной из них — о команде «недоотдела» корпорации Текнора, дружном и разнохарактерном коллективе, летающем на развалюхе с ласковым прозвищем «Коробочка».
Недоотделом их называют потому, что в свое время Текнора резко сократила штат и финансирование малоприбыльных подразделений, и на момент описываемых событий отдел по сбору космического мусора, пожалуй, самый нищебродский во всей корпорации. Возглавляет его Филипп Майерс в должности «помощник директора». Человек полноватый, предпенсионного возраста, ради сохранения работы боится и слово поперек сказать своему начальству. Замом его числится Арвинд Лави, «помощник менеджера», отец семерых детей в разводе, массовик-затейник, тоже цепляется за должность. Всей бумажной работой занимается временная сотрудница Эдельгард Ривера, сдержанная и немногословная, способная, кажется, справиться с любым заданием. Управляет «Коробочкой» капитан корабля Фи Кармайкл, заядлая курильщица и опытный специалист. Помогает ей Юрий Михалков, целеустремленный космонавт с темным личным прошлым. Главная сюжетная линия касается двух персонажей — Хатироты Хосино и Ай Танабэ. Первый — парень простой, надежный, сын именитого инженера Горо Хосино, мечтающий купить собственный космический корабль. Вторая — девушка-идеалистка, с трудом пробившаяся в Текнору, беспредельно любящая космос.
Есть еще Чен-Шин, друг Хатироты, пилот космических кораблей. Клэр Рондо, прошлая любовь Хатироты, «человек-оркестр» местного ЦУПа. Дорф Азалиа, старый приятель Фи Кармайкл, директор второго Сектора в Текноре. И много кто еще. Разных наций, рас, цветов кожи, стран происхождения.
Освоенный космос интернационален, но, к сожалению, страдает от тех же проблем, что и мы земляне. Развитые страны монополизировали технологическую сторону освоения космоса, создав организацию наподобие ООН и НАТО вместе взятых, военизированные силы которой «умиротворяют» конфликты в странах «третьего мира». На орбите за монополию на насилие отвечает ОСБ — орбитальная служба безопасности. Не остались в тени и террористы, бич современности и язва глобализации. В сериале террористические группировки борются за равный доступ стран к освоению космоса, как минимум, а как максимум — за свертывание космических программ, поскольку: а) человечество загрязняет орбиту; б) человечеству прежде нужно решить проблемы на Земле перед тем, как лететь в неведомые дали за энергоресурсами и своим эго.
«Странники» сериал совершенно не детский, хоть и не лишен дидактических наставлений. Полимерный сюжет, помимо развития историй каждого из персонажей (даже второстепенных), затрагивает множество «болевых точек» нашей цивилизации. Будь то уже упомянутые борьба за монополизированные ресурсы и терроризм, или же этические проблемы прогресса; глупость корпоративной культуры или иррациональная природа географических границ; сложность в реализации амбиций или непостоянство человеческих отношений — в каждой из ситуаций «Странники» не дают четких ответов, а лишь подсказывают верное направление. Здесь никто не становится в позу и не нравоучительствует: персонажи иногда, может быть, да, но незримый нарратор — никогда. Сериал скорее больше задает вопросов, чем предлагает ответов. Ярким свидетельством тому служит сюжетная арка с Хатиротой, когда он «заболевает» идеей полететь на Юпитер. Без спойлеров.
Герои сериала не единожды переживают экзистенциальный ужас, оставаясь один на один со своими страхами. Однако всегда находят то, ради чего стоит идти дальше. Авторскому коллективу удалось невозможное: «Странники» находятся со зрителем практически на одной волне; говорят о серьезном, но при этом избегают мелодраматического аффекта. Этот диалог с экраном почти интимен в своих интонациях. Да, сериал лишен резкостей, изображения спорных с точки зрения цензуры моментов, но это исключительно ради расширения потенциальной аудитории. А аудитория у этого проекта почти что всевозрастная: дети останутся довольны приключениями и красивой рисовкой, зрители повзрослее — тем, что стоит за ними.
Авторы сериала прошли огромную теоретическую подготовку и изучили сполна техническую сторону вопроса. На всем протяжении создания «Странников» съемочную группу консультировало японское космическое агентство. Оттого выглядит все в сериале максимально правдоподобно. Правдоподобно изображение кораблей и станций, правдоподобна подготовка к выходу в открытый космос, правдоподобны риски, с которыми сталкивается космонавт, выходя в космос, правдоподобны технологические, экономические, эмоциональные аспекты работы в космосе.
И все же главным достоинством «Странников» является не матчасть, а драматургический пафос. Немного растеряв здравого смысла в жерновах хэппи-энда, сериал не растерял своего жизнеутверждающего настроения. Сюжетообразующим стержнем стала претворяющая сила любви, о которой так много и часто говорила Ай Танабэ. Возможно, на словах это звучит банально и пошло, однако когда ты остаешься один на один с происходящим на экране, что-то жгучее ударяет прямо туда, где по идее находится сердце, а на деле — неведомая пропасть, которая вечно чего-то ждет.
Напоследок несколько технических деталей. Режиссером проекта выступил Горо Танигути, автор и режиссер сериалов «Код Гиас: Восставший Лелуш». Сериализацию доверили соавтору манги про Лелуша Итиро Окоти. Автором манги, на основе которой снят сериал, является Макото Юкимура. Художник-постановщик всего действа — Сигэми Икэда, титан японской анимации, работавший более чем в ста проектах. Студия, выпустившая сериал, один из мэйджоров, специализируется на меха-жанре (все эти бесконечные гандамы и пр.). И манга, и аниме награждены японской «небьюлой» Seiun Award. Название «Странники» — прямой перевод древнегреческого πλανήτης.
P.S. У аниме фантастическая игра сэйю и работа со звуком. Рекомендую смотреть с субтитрами.