Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах non-fiction.
Арти Д. Александер. Танцующие с Богами. Индийская энциклопедия
В большом красочном издании наглядно и доступно рассказывается об искусстве Индии, ее истории, эпосе и традициях. Среди тем: ювелирные украшения, старинное оружие, боевые искусства, психология красоты, этническая одежда, жизнь наследников великих династий. Отдельные разделы посвящены впервые приведенным полностью уникальным текстам из древних трактатов и истории доарийских богов. В издание включено более 500 уникальных фотографий и рисунков, наглядно демонстрирующих позы традиционных танцев, украшения и костюмы.
История украшений тесно связана с историей пирсинга, который воспринимался как испытание на силу духа. «Для многих племен и народов подобное совершенствование тела знаменует переход на более высокую ступень, инициацию. В набор способов ее достижения, начиная с самых древних времен, входило внедрение в тело посторонних предметов, не считая татуировок, рубцевания и трепанации черепа с целью изменения формы. Пирсинг имел немалое значение в племенных культах и мифологии, без него личность не могла вступить во взрослую жизнь, стать жрецом, охотником, воином, мужем или женой…»
Самая необычная глава – «Индийская мозаика», в которой повествуется о всевозможных чудесах и загадках, парадоксах Истории. Так, в городе Сурат на европейском кладбище находится могила Томаса Кориэта, «безумного англичанина». В 1613 году он отправился из Лондона в Индию, через Европу и Азию — пешком, показывая факирские номера. Путь до Сурата занял у него четыре года.
Известный многим по роману А. Дюма аббат Фариа родился в 1756 году в Гоа. Там он окончил монастырскую школу, но затем возглавил антиколониальный заговор, был арестован, и отправлен в цепях в метрополию. Сумев бежать из лиссабонской тюрьмы, он добрался до Парижа, полным в то бурное время будущих мировых знаменитостей. Фариа прославился своими пламенными речами и... мастерством гипнотического внушения.
Как теперь живут индийские раджи? Последние королевские привилегии, обещанные Индией за добровольное присоединение, упразднила И. Ганди в 1975 г. Раджи, задушенные счетами, налоговыми штрафами и имущественными и земельными преследованиями, распродавали за бесценок оставшиеся ценности, обстановку и дома. Больше повезло тем, кто адаптировался и положил начало семейному бизнесу, как раджа Удайпура, превративший свой дворец в роскошный отель. Благодаря ему сегодня любой уважающий себя турист с нескучным счетом в банке, имеет шанс «почувствовать себя настоящим индийским раджой…». Озлобленные раджи образовали мафию и преступные синдикаты, став «плохими парнями» без которых немыслимы остросюжетные фильмы. Любители дикой природы начали создавать заповедники и сохранили для нас как жизнь исчезающей популяции тигров, так и самобытные племена. Удачливые политики стали первыми индийскими дипломатами.
«Сейчас понятно, что независимое государство, как и королевство, существующее на принципах идиллического «возврата в прошлое» («ашрамов» и т.д.) не только проблематично, но и просто невозможно. Известный всем пример — оккупированный Тибет. Проблема не только построить такой «Эдем» (найти/отвоевать для него место на земле, добиться признания и обозначиться на карте мира), но и сохранить. В том числе – не утратить «в процессе отбора и созидания», ту самую уникальную самобытность, ради которой все и затеялось. Как-то продержаться, но с ограничениями, могут туристические этно-центры, гостеприимные игрушечные королевства со своим спонсором в лице короля, автономии, резервации, или сказочные персонажи «Страны Диснея».
В любом случае, если вы решите добираться до Египта морем, то вашей первоочередной задачей будет выбрать подходящий порт отправления и получить место на корабле. На Финикийском побережье расположено несколько оживленных портов, таких как Библ, Сидон и Тир. Южнее вы можете попытать удачу на ханаанском побережье — в Доре, Ашдоде и Ашкелоне, расположенных в относительной близости от Египта».
Дональд Райан. Древний Египет за 5 дебенов в день
Добро пожаловать в Древний Египет, а точнее – во времени правления могущественного фараона Рамзеса II (1250 г. до н.э.), владыки могучей империи… Дональд Райан – известный египтолог – вместо изложения сухих фактов о давно минувших временах и нравах предлагает читателю совершить воображаемое путешествие в то время и место и по возможности взглянуть на тогдашнюю жизнь изнутри. Но для начала надо отправиться в те места, и Райан предлагает разные возможные пути в Египет – естественно, те, что были бы возможными три тысячелетия назад.
В любом путешествии важны советы, а в данном случае – тем более. Поэтому Райан включил главу – «Еда и напитки. Одежда. Гигиена. Скорая медицинская помощь». Разумеется, все – древнеегипетское. «Поскольку вы не египтянин, смиритесь с тем, что к вам будут относиться как к чужаку. Однако это вовсе не означает, что вы будете одиноки. Несмотря на традиционное недоверие к чужестранцам, в царствование Рамзеса II Египет принимает множество разных людей: это главным образом наемники из Нубии и других земель, а также пленники (они обычно становятся рабами), захваченные в ходе военных походов, широко используемые в различных государственных и религиозных учреждениях».
В издании описано путешествие (тогда оно вовсе не считалось романтичным!) на тростниковой лодке по полноводному Нилу. Через века до нас дошли только звучные имена и титулы египетских богов и фараонов, их вельмож и военачальников, но история не сохранила имен и прозвищ многих тысяч простых египтян.. Представление об их жизни могут дать найденные археологами картины и скульптуры. Существует гипотеза, что именно Египет был родиной домашнего кота. Неслучайно египтяне в древности даже давали дочерям ласкательное имя «маленькая кошка». Не забыты и многочисленные боги. Возможно, у египтян было больше богов, чем у любого другого народа за всю историю человечества. Подробно описана семенная жизнь и традиции, архитектура и литературные памятники.
«В Египте так много административных должностей, что кажется, будто половина населения страны — сановники. Вам могут встретится надзиратели за крупным рогатым скотом, за пасечниками, за изготовителями сандалий и за играющими на бубне. Количество и разнообразие слуг, в обязанности которых входит поддерживать хорошее настроение фараона и порядок в царском дворце, стремится к бесконечности, впрочем, как и количество тех, кто этими слугами управляет. Среди низких сословий еще живы идеалы меритократии и вера в то, что одаренные, несмотря на свое происхождение, могут возвыситься, на практике же вероятность продвижения от помощника мелкого служащего в крошечном городке до должности визиря — минимальна. Подобная высокая цель может стать сильнейшей мотивацией для юношей, обучающихся в школе писцов, однако фаворитизм и семейные связи высшего класса остаются непоколебимыми факторами, определяющими, кто и чем будет заниматься в Египте».
Клайв Стейплз Льюис. Избранные работы по истории культуры
Впервые переведенные на русский литературно-исторические исследования известного ученого и писателя, посвященные как старинным литературным традициям (отчасти позабытым и видоизмененным), вместе с тем бережно реконструируют и художественные образы прошлых столетий. Книга начинается с «Аллегории любви», в первых строках которой Льюис указывает, что средневековая аллегорическая поэзия может отпугнуть современного читателя (первое издание книги на языке оригинала появилось в 1936 г., так вряд ситуация поменялась к лучшему), предпочитающего истории о шейхах, «Спасателях» и похищении невест. Но при этом к человеку далеких Средних веков автор относится с почтением, не проявляя свойственного многим его современникам чванства по отношению к жившим в Темные (несовершенные) века.
Льюис на многочисленных примерах прослеживает историю аллегорического метода, начиная с провансальской поэзии XI века и заканчивая эпохой Возрождения в Англии, подчеркивая, что «задача аллегории не скрывать, а раскрывать, и служит она как раз для того, чтобы выражать то, что в сухо изложении не выскажешь или выскажешь хуже. Вот почему внутренняя жизнь, особенно – жизнь любви, религии и духовного роста, всегда была пространством аллегории. Именно здесь есть то неосязаемое, что способна определить лишь аллегория».
В книгу включено обширное предисловие к «Потерянному раю», составленное на основе лекций, прочитанных автором в колледже в 1941 году. В нем Льюис рассказывает о технике и предмете первичного эпоса, стиле вторичного эпоса, непадшей сексуальности и грехопадении. «Средневековый человек по самой своей сути не был ни мечтателем, ни бродягой. Он был организатором, классификатором, строителем систем. Он хотел найти «всему свое место». Разграничение, формулировка определений, сведение в таблицы доставляло ему ни с чем не сравнимое наслаждение. Переполняемый жаждой кипучей деятельности, он в то же самое время всеми силами жаждал ее формализовать. Война была (в теории) формализована геральдическим искусством и законами рыцарства; любовь между полами (опять же в теории) — подробным любовным кодексом. В высшей степени оригинальная и свободно парящая философская спекуляция загоняла себя в тесные рамки Аристотелевой логики. Особенно процветали такие науки, как юриспруденция и нравственное богословие, предполагавшие упорядочивание самых разнообразных частностей».
Максим Чертанов. Степан Разин
Среди множества мифов, связанных со Степаном Разиным, его так и не найденными кладами и чудесами, плывшим вместе с мятежниками «царевичем» или «патриархом» (Никоном), центральное место занимает легенда о брошенной в Волгу персидской княжне.
Историю с возможным захватом благородной пленницы большинство исследователей связывает с морским сражением весной 1669 года возле острова, ныне именуемого Сари, неподалеку от Ленкорани. Тогда флотилию Разина атаковали корабли, которыми командовал Мамед-хан, наместник Астрабада, в чьем распоряжении были и сухопутные силы, занявшие остров. Как сообщал шведский посланник в Персии Э. Кемпфер, у Разина имелось три десятка речных стругов и мелкокалиберные пушки на каждом из них. Русские донесения гласили, что у мятежников наличествовало примерно двадцать судов, но большая часть – морские, то есть более крупные струги с артиллерией в 20 больших и 20 малых пушек. В любом случае, персидский флот имел двойное превосходство в количестве кораблей – не меньше полусотни больших высокобортных боевых судов. Однако применив обманный маневр, притворно отступая, Разин сумел выманить преследователей в открытое море, а там его пушкари, сосредоточив огонь на флагманском корабле, подожгли его особым ядром, начиненным хлопком и нефтью. Корабль Мамед-хана заполыхал, взорвался пороховой погреб… Во время этого сражения в плен к казакам попал сын Мамед-хана.
Источником версии, что вместе с юношей была пленена его сестра, вскоре погибшая от рук атамана, являются мемуары голландского путешественника Яна Стрейса, опубликованные им в 1676 году в Амстердаме: «При нем была персидская княжна, которую он похитил вместе с её братом... Вслед за тем схватил он несчастную княжну одной рукой за шею, другой за ноги и бросил в реку».
Повествующая о том же самом знаменитая песня «Из-за острова на стрежень…» вообще порой считается народной и дошедшей из глубины столетий, хотя на самом деле ее текст был написан Д.Н. Садовниковым лишь в середине XIX века. Первым кинофильмом, снятым и вышедшим на экраны «электротеатров» в Российской империи в 1908 году, стала «Понизовая вольница» студии Ханжонкова режиссера Владимира Ромашкова. В картине влюбленный в княжну атаман, постоянно задерживающий войско для своих «гулянок», прочитав подброшенное есаулами письма, в котором говориться, что княжна изменяет ему с «принцем Хасаном», в гневе топит ее. И мало кто задумывается, имеет ли эта песенно-кинематографическая история какое-то отношение к реальности. «Сценарий фильма «Стенька Разин» писал даже Е.И. Замятин в 1933 году для студии «Вандор-филмз»; предполагалось, что играть главную роль будет Шаляпин, но, увы, проект не был реализован. Там княжна и Разин обожают друг друга, но на пленницу положил глаз коварный Василий Ус и подбил казаков возмутиться поведением атамана; конец все тот же».
Сейеда Разийа Йасини. Образы пророков в голливудских и иранских фильмах
В книге рассматриваются голливудские ленты разного времени («Десять заповедей», «Послание», «Царь Давид», «Последнее искушение Христа», «Страсти Христовы») и произведения иранских кинематографистов («Пророк Аййуб», «Ибрахим — друг Аллаха», «Христос», «Царство пророка Сулаймана», «Пророк Йусуф»). Но прежде чем приступить к подробному анализу картин, автор размышляет о том, что вскоре после появления кино возник и важный вопрос, можно ли показывать на экране святых и пророков.
«Изображение святых претерпело немало изменений на протяжении истории. Эта эволюция показывает, что изменение рациональных и эмоциональных взглядов и подходов людей к религиозным убеждениям неизменно сопровождалось изменением роли и места святых в их глазах, и вслед за этим менялось изображение святых, что свидетельствует об уровне связи людей с их религиозными убеждениями. Историческая эволюция человеческой мысли показывает, что с эпохи Возрождения на Западе, начавшейся в XV веке, и до наших дней взгляды людей на дольний и горний миры и на своё место в них постоянно развивались». Каждый вид искусства с древнейших времен несет в себе духовную составляющую, и сомнения о степени дозволенного неизменно сопровождают творческих людей. Тем более, если речь идет о кинематографе, который предоставляет режиссеру немалую свободу трактовки того или иного образа, но результат зависит не только от намерений постановщика, но и от мастерства актера. И учитывая, что на режиссерский выбор и зрительское восприятие влияют исторические и культурные традиции, задача становится весьма непростой.
Известный фильм «Страсти Христовы» в книге оценен высоко: «Мессия в работе Гибсона очень величав и степенен… он борётся со своими страхами и сомнениями, он уверенно одолевает их…». Особо отмечена историческая достоверность и следование каноническим текстам в фильмах иранских режиссеров. По мнению автора, в кинопроизведениях, связанных с духовной тематикой, равно неуместны и увлечение демонстрацией обыденных человеческих слабостей главного действующего лица, и попытки возвысить его над окружающими, показав нарочитую суровость: «…реакция Ибрахима на это откровение не говорит о каких-то его душевных волнениях и переживаниях». Благородная сдержанность – вот самый подходящий стиль такого повествования, тем сильнее будет восприниматься необходимая эмоциональность самых драматических эпизодов.
Города в кино: сборник статей. Составитель: О. Рейзен
Издание, подготовленное сотрудниками Научно-исследовательского института кинематографии, посвящено тому, как отображаются на киноэкране самые разные города мира, — и как меняется это отражение с течением времени. Анализируются работы режиссеров, воплощавших в своих фильмах Берлин, Венецию, модный французский курорт Довиль, экзотическую Гавану, колыбель джаза Новый Орлеан.
Среди городов-киноперсонажей также присутствуют Ницца, Лондон, Мадрид, Париж, Прага, Рим, Санкт-Петербург, Токио, и, конечно, Москва. «Московский транспорт на экране часто играет роль, далеко выходящую за рамки своих профессиональных обязанностей. Московское такси привозит героиню Дорониной в «Три тополя на Плющихе» не просто по определенному адресу, а переносит в новую жизнь. Транспорт – образ свободы и единства, живительный кровоток столицы, имеющий свою поэзию и мифологию. К обновлению, возрождению везет героя Папанова московский трамвай из картины «Приходите завтра», в автобусе встречает свою любовь герой «Заставы Ильича». В фильме «Москва слезам не верит» Катерина находит свой идеал в электричке, а Людмила – в метро. Особую роль здесь играют таксисты, выполняя своего рода роль городских ангелов, спасающих людей».
Порой кинематографический облик города способен затмить даже его реальные черты. «Романтику в Нью-Йорке видят, кажется, одни иностранцы. Они идеализируют его, смотрят сквозь розовые очки. Во всяком случае, поначалу, еще не поселившись в нем… Австралийский бушмен, человек, далекий от цивилизации, «Крокодил Данди» — характерный пример. В любом случае абориген в чужом городе должен страдать, подвергаться гонениям, переживать обиды. Только не в Нью-Йорке. Только не с точки зрения австралийского кинематографиста. Разве что чуть-чуть».
Бренда Розен. Потерянные города: поиски, находки, открытия
Города никогда не были для человека просто скопищем домов, разделенных улицами и площадями. Человечество создало за свою историю тысячи городов, больших и малых, городов-храмов и городов-крепостей. Именно руины прежде великих городов повествуют о былом величии. Города — свидетели нашего прошлого, очевидцы настоящего и предвестники будущего. Иерихон, Троя, Вавилон, Тара, Карфаген, Ангкор — это далеко не полный перечень тех чудо-городов, которые, исчезнув, превратились в призраков, хранящих многие тайны древности. От этих городов остались лишь имена и развалины. Почему в просвещенном XXI веке миллионы туристов из разных стран совершают паломничества к их руинам? Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о великих и трагических событиях истории, служат грозным предостережением – на Земле нет ничего вечного…
Многие древние города стали частью человеческой истории. Аксум – священный город Эфиопии. По преданию, именно сюда привез Менелик, сын царя Соломона и царицы Савской, легендарный Ковчег Завета. Многие помнят мультфильм по греческим мифам о знаменитом Лабиринте, расположенном на острове Крит. По преданию, его воздвиг прославленный Дедал. Его руины (как и легендарного дворца) были обнаружены только в начале XX века. Ниневия – один из крупнейших городов могучей древней Ассирии, неоднократно упоминается в Библии. Именно сюда бежал Иона, спасаясь от гнева Господня. Руины находятся в Ираке на берегу реки Тигр. Город был открыт в начале XIX века. Археологи раскопали дворец знаменитого царя Сеннахириба. Среди найденных в нем клинописных надписей – личный «отчет» царя об осаде Иерусалима в 701 г. до н.э.
Легендарная Троя, раскопанная Шлиманом, стала наглядной рекламой науки археологии. Руины Карфагена, одного из крупнейших городов мира, уничтоженный римскими легионерами (вспомните «Карфаген должен быть разрушен!»), теперь является одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей в Африке.
Как провести грань между преданиями и историей? Библейские легенды, античные эпосы настолько захватывают человеческое воображение, что открытия порой делались вследствие попытки подтвердить или опровергнуть историческую точность известных легенд. Примером может служить Месопотамия, прародина легендарных цивилизаций Шумера, Вавилона и Ассирии. Именно эти засыпанные песком Времени государства дали человечеству астрономию, литературные памятники, Висячие сады Семирамиды, ступенчатые пирамиды-зиккураты и предания о Вавилонской башне и Всемирном потопе. Тысячелетия назад шумерские математики стали делить час на 60 минут; теорема Пифагора здесь была известна раньше, чем в Древней Греции… Долгое время Вавилон был не сколько географическим названием, а неким символом – греха и гордыни, синонимом всякого большого, богатого и при том безнравственного города, олицетворением мирового зла, стремящего поработить все остальные народы.
Возвращение Вавилона «в реальность» состоялось лишь в конце XIX века – его раскопки относятся к числу самых грандиозных и дорогостоящих в истории археологии. Прошли века со времени смерти в одном из вавилонских дворцов Александра Македонского, и из небытия появились развалины Вавилона, подтвердив свидетельства Библии.
От величественных городов время оставило только руины, покоящиеся в бесформенных холмах-телли, и едва различимы следы древних каналов. О великом прошлом рассказывают лишь письменные памятники, бесчисленные надписи на глиняных табличках, каменных плитках, стелах и барельефах… Одна из самых интересных тем — города в оазисах и города-миражи в небесах. «Волшебная красота оазисных городов породила вокруг них множество легенд и небылиц. Среди затерянных в песках городов есть, тем не менее, немало реальных оазисов, которые в свое время обеспечивали торговые караваны водой, пищей и отдыхом. В начале прошлого века были обнаружены города-оазисы Лоулан и Нийя, стоящие на великом шелковом пути через суровую пустыню Такла-Макан… В Китае. Радиолокационное изображение, полученное космическим шаттлом «Эндевор» на 106-м витке 16 апреля 1994 г, показало руины Нийи. Ученые считают, что диагональная линия, идущая от верхнего левого к нижнему правому углу изображения, — это остаток канала, по которому подавалась вода из пересохшей к нашему времени реки Нийи».
Дэвид Гранн. Затерянный город Z. Повесть о гибельной одержимости Амазонией
Окружающий мир с каждым годом становится все цивилизованней и скучней, романтическое Прошлое теряется в дымке среди стилизованных дорогущих отелей почти во всех экзотических местах, туземцы превращаются в стюардов и жиголо. А ведь еще недавно все было по-другому. Да и люди были не те. Одному из них, поневоле ставшему легендой, и посвящена эта книга.
Еще недавно на планете существовали места, куда не ступала нога журналиста, телеоператора или просто туриста, увешанного фотоаппаратами и увенчанного панамкой (сувенирным шлемом, шапкой-ушанкой), отмеченного прочими признаками высшей путешествующей расы. В 20-х годах прошлого века Латинская Америка еще оставалась последней «terra incognita», в ее неисследованных джунглях таились древние города, вокруг которых по-прежнему жили племена, ни разу не встречавшие белых людей. Но местным правительствам в непрерывной череде военных переворотов, было не развалин и этнографических исследований. И тогда в далекие джунгли отправился полковник Перси Гаррисон Фоссет, чье имя скоро стало известно во всем мире.
В многочисленных публикациях его называли по-разному: авантюристом, последним из великих первооткрывателей Викторианской эпохи. Его маленькая экспедиция, отправившаяся искать царства, не обозначенные на карте, исчезла. Документов об этой экспедиции, как и о самом полковнике, оказалось много и мало одновременно: «Фосетт вел подробнейшие заметки о своих походах, однако самые важные его бумаги, как полагают, либо утрачены, либо держатся в секрете родными». Какие-то материалы бережно хранятся в английских архивах, но их явно недостаточно для ведения поисков. Многие мистики в начале прошлого века считали, что в джунглях по-прежнему существует святилище древних богов. Кстати, Эдвард, старший брат полковника Фоссета, одно время был убежденным теософом, пока не переквалифицировался в популярного автора приключенческих романов.
В чем уникальность этой книги в длиннейшем ряду «Фосеттиады»? Дэвид Гранн не просто изучил многочисленные документы о, этой экспедиции, в том числе и предоставленные и внучкой самого полковника, но и отправился в путь, по следам Фосетта, поневоле ставшего прообразом Индианы Джонса. Фосетт был вдохновителем одного из самых популярных романов последнего столетия – «Затерянного мира».
Остается последний вопрос – возможно ли само существование загадочного города Z, в котором обитают (обитали?) представители высокоразвитой цивилизации? Одна (научная) грань ответа звучит так: «многие археологи и географы утверждают, что природные условия Амазонии, так и Арктики, сделали невозможным возникновение густонаселенных групп, необходимых для формирования развитого общества, с разделением труда и системой властной иерархии». Но вера в чудеса по-прежнему живет в сердцах романтиков. «В 1943 году Ассис Шатобиран, бразильский мультимиллионер, владевший целым конгломератом газет и радиостанций, отправил Эдмара Мореля, репортера одного из своих таблоидов, на поиски «внука Фосетта». Через несколько месяцев Морель вернулся вместе с семнадцатилетним подростком со снежно-белой кожей. Мальчика звали Дулипе. Его с ликованием встретили как внука полковника Перси Гаррисона Фосетта. Газеты окрестили его «белым богом Шингу». Это открытие возбудило шум по всему миру. Дулипе, полный робости и волнения, фотографировался для журнала «Лайф» и бродил по Бразилии, точно ходячий карнавальный аттракцион…»
Норман Байаржон. Краткий курс интеллектуальной самозащиты
Из этого небольшого, оригинально оформленного издания с забавными иллюстрациями можно узнать много нового об искусстве двусмысленности и словах, чреватых опасностью – тут и многозначность слов, и области применения эвфемизмов. Один из разделов посвящен типичным симптомам математической неграмотности и способам их «лечения». В тексте подробно рассказывается о защите убеждений и личном опыте, рассматривается наука и эпистемология, описывается пропагандистская модель СМИ.
Автор – профессор Университета Квебека – рассказывает о расстановке акцентов, «словах-хищниках» и псевдонаучном жаргоне. Приводя 31 способ развития критического отношения к СМИ, в пункте № 1 предлагается вспомнить о средневековом термине и стать адвокатом дьявола, ища для себя на какое утверждение или тезис — аргумент против него. В пункте № 2 предлагается попробовать заменять слова на другие, одинаковые по смыслу, но имеющие другой подтекст.
Также автор указывает, что полезно иметь объективное представление о городских легендах («истории, слишком красивые, чтобы быть правдой») и не попадаться на «грубое народное творчество». «Городские легенды необязательно сплошь ложные; кроме того, мы не можем доказать, что то, о чем в них говорится, не произошло на самом деле – поскольку проверить такое свидетельство, в строгом смысле слова, почти невозможно. При этом мы не располагаем ничем, что подтверждало бы их подлинность».