Стар Трек новые вести из


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > «Стар Трек»: новые вести из пояса Гагарина
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Стар Трек»: новые вести из пояса Гагарина

Статья написана 2 августа 2016 г. 10:41

Для родной газеты.

На экраны вышла космическая драма «Бесконечность» – очередная часть бесконечной франшизы «Звездный путь», она же «Стар Трек»: фильм о невероятном будущем человечества.

Немного статистики: «Стар Трек: бесконечность» (по-английски лента называется «Beyond», по смыслу это примерно «Всё дальше, и дальше, и дальше») – тринадцатая полнометражка об экипаже межзвездного корабля «Энтерпрайз» и третий фильм в серии приквелов к оригинальному телесериалу «Звездный путь» почти полувековой давности. По-своему это, конечно, парадокс: в то время как герои «Бесконечности», бравые путешественники по пустоте, рвутся разведать неразведанное и освоить неосвоенное, сама «Бесконечность» – это доение всё той же старой доброй коровы, которую придумал в далеких 1960-х родоначальник «Звездного пути» Джин Родденберри. Ни на какое новое слово фильм не претендует, напротив, отправиться в какую-нибудь космическую глухомань, как это делает экипаж «Энтерпрайза», его создатели не рискнули бы: вдруг коммерческий результат не оправдает ожиданий?

За что мы его любим?

Самый первый «Звездный путь» появился за десять лет до лукасовских «Звездных войн», и не в кино, а на телевидении с его скромными бюджетами и технологиями; это тоже была революция – первый НФ-сериал, который можно смотреть, не матерясь и не плача от стыда! – но на фоне лукасовской саги о нем, как правило, не вспоминают.

Прогибаться под изменчивый мир создателю сериала Джину Родденберри не хотелось, у «Звездного пути» уже были и свое лицо, и свои поклонники (они зовут себя «трекки», и их поразительно много), так что фильмы франшизы получались куда более блеклыми в сравнении со «Звездными войнами»: если инопланетяне, то все человекоподобные, отличающиеся разве что прической, формой черепа или ушей (как знаменитый мистер Спок с планеты Вулкан); если полеты в космосе, то однообразные, если технологии, то не сногсшибательные – бластеры, ЭВМ...

«Бесконечность» – не исключение: она гуманоиднее, гуманистичнее, гуманитарнее, нежели ее конкуренты по космическим странствиям, и в то же время наивнее и проще. Человечество, повоевав с отдельными инопланетными расами, объединилось с ними же в Федерацию, которая – за все хорошее и против всего плохого. Капитан «Энтерпрайза» Джеймс Керк (Крис Пайн) вместе с мистером Споком (Закари Куинто), врачом Маккоем (Карл Урбан), гением инженерного дела Скоттом (Саймон Пегг; он же стал и главным автором сценария), лингвистом и красавицей Ухурой (Зои Сальдана) и прочими соратниками летает между звезд и пытается примирить враждующие народы. В ходе очередной миссии на «Энтерпрайз» попадает древний прибор, часть какого-то непонятного оружия. Спок его каталогизирует – и все о приборе забывают.

Находясь на грандиозной космической станции Йорктаун, капитан Керк вызывается помочь прилетевшей туда же на разбитом корабле инопланетянке (Джессика Вулф), сообщившей, что ее исследовательская экспедиция потерпела крушение на планете, затерянной в туманности. Конечно, это ловушка, измысленная, чтобы злодей Кралл (Идрис Эльба) заполучил тот самый прибор. В ходе краткого боя корабль «Энтерпрайз» разрушают, а его экипаж терпит бедствие на той самой планете...

Ничего принципиально нового во всем этом нет – только старое, проверенное и отлично себя зарекомендовавшее: масштабные битвы, приключения тела, разбавленные приключениями мысли, фирменный сарказм даже перед лицом вроде неизбежной гибели, неиссякающий оптимизм хороших парней и неоднозначные мотивации плохих. (Однозначные мотивации – это к «Звездным войнам».) Некоторые визуальные решения, безусловно, новы для «Звездного пути», пусть киноиндустрия в целом и отработала их лет дцать назад.

И что? И ничего: как в том анекдоте про Петра Ильича Чайковского, «любим мы его не за это».

Спасение утопии – дело рук...

«Стар Трек» любим как раз за предсказуемость, конкретнее – за то чувство комфорта, которое он беззастенчиво дарует уже почти полвека. Что бы ни происходило на реальной Земле  – кризисы, теракты, окончательное забвение мечты о космосе, – на экране мы видели и видим все то же светлое будущее, объединенное человечество, людей, которые в основном умны, добры и решительны. А если случаются среди них уроды, их все-таки можно понять. Вот как злодея Кралла, мотивация которого объясняется довольно быстро: он хочет спасти Федерацию «от нее самой», ибо нет ничего хуже застоя – и ничего лучше борьбы.

Капитан Керк в кульминационной сцене пафосно парирует: «Лучше умирать, спасая жизни, чем жить, забирая их». Этот идеальный этический кодекс будущего – побеждающий, естественно, угрюмый социал-дарвинизм Кралла, – абсолютно рационален. «Звездный путь» по большому счету именно об этом: о рациональной вселенной. Любая проблема разрешима, любой конфликт устраним. Разум не «когда-нибудь победит», а уже победил и ежесекундно утверждает свою победу. И все это, заметим, при полном отсутствии традиционных земных религий: ни тебе христианства, ни ислама, ни буддизма. Вот он, счастливый триумф «рацио»! К слову, олицетворяется этот триумф бесстрастным логиком мистером Споком, в некоторых отношениях – почти роботом.

Ясно, что эту рациональность следует внушить и условным варварам фронтира, местного Дикого Запада, сиречь неизученного космоса. И не беда, что во всем этом слишком много американской мечты. В конце концов, если бы американская мечта о рациональном мире могла восторжествовать, это был бы не худший из возможных миров.

Вот что привлекает в стерильной «архитектуре» космических станций, в коридорах без пылинки, без тараканчика, в броуновском движении облаченных в нелепые униформы людей, которые все явно знают, куда и зачем идут. Умом понимаешь, что мы миновали точку, до которой этот мир возможен – да и была ли она, эта точка? (1960-е? Не зря ведь действие происходит в «поясе Гагарина»: там у них о Гагарине помнят – а тут почти и забыли.) Сердце все равно хочет утопии, рациональности, алгоритмизуемых, а значит – простых решений.

Это потом, после сеанса, вспоминая, допустим, сцену, в которой герои под песню «Sabotage» группы Beastie Boys шутя уничтожают мириады врагов, задумываешься о том, так ли хорош этот мир. Убитые, конечно, враги, угрожающие людям и нелюдям доброй воли, и все-таки – нельзя ли устраивать эдакую бойню менее зажигательно, без веселого огонька в глазах? В нашем-то мире – да, и не такое бывает, но вы же, черт вас возьми, будущее. Вы же там все гуманисты. И вдруг – такое.

Впрочем, к утопиям лучше не приглядываться: утопнешь – и не заметишь.





1488
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 11:28
Да вот это и поражает — неужели нельзя сделать «продвинутую» версию мира Стартрека, с современными технологиями, идеями о мироустройстве и т.п.? А то просто неловко смотреть что Стартрек, что Звездные войны
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 11:45
Про технологии пропустим, но интересно, что за продвинутые идеи о мироустройстве?:-)
 


Ссылка на сообщение3 августа 2016 г. 11:21
«Неужели нельзя»... Действительно, уже нельзя. За первым экипажем летало Новое поколение, Вояджер, Девятая станция, полнометражные фильмы и фанфиковый «Энтерпрайз» (потому что во вселенной Роденберри его не было). То есть корову выдоили и даже вывернули наизнанку. Вавилон был шагом вперед. И, кстати, красиво «умер».
Дело в том, что нечего сказать нового. А современные технологии только антураж.
Современное мироустройство базируется на «живых» идеях, а в мире, где идет война по нарастающей — идей нет. Война и покемоны — вот символ мира. Нечего рожать...


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 12:06

цитата angels_chinese

третий фильм в серии приквелов к оригинальному телесериалу «Звездный путь» почти полувековой давности

Чего-чего?
Это не приквелы, это альтернативная вселенная, что прямо проговаривается в первом фильме.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 12:26
Альтернативные приквелы ;)
 


Ссылка на сообщение3 августа 2016 г. 11:23
Потому что на том свете стоят уже два мужика с топором на входе. Толкин и Роденберри.
И ждууут>:-|


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 12:11

цитата angels_chinese

Это потом, после сеанса, вспоминая, допустим, сцену, в которой герои под песню «Sabotage» группы Beastie Boys шутя уничтожают мириады врагов, задумываешься о том, так ли хорош этот мир. Убитые, конечно, враги, угрожающие людям и нелюдям доброй воли, и все-таки – нельзя ли устраивать эдакую бойню менее зажигательно, без веселого огонька в глазах? В нашем-то мире – да, и не такое бывает, но вы же, черт вас возьми, будущее. Вы же там все гуманисты. И вдруг – такое.

А это всё потому, что там был один единственный враг — сам Кралл. Остальные — биороботы, машины древней цивилизации. Прямым текстом сказано было в дневнике Кралла, что их осталось трое: сам Кралл, его помощник и та дама, что заманила «Энтерпрайз». Все остальные — не разумные существа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 12:27
Это очень туманно было в фильме. Ведут они себя как вполне разумные существа.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 12:42
Вообще, я старался не касаться сюжета в том числе потому, что он сравнительно абсурден: давайте допустим, что у нас есть божественные технологии непонятного назначения, то есть дадим вот этим хренам картбланш, а потом допустим вдобавок, что в их защите есть дыры, которые им неочевидны, и т.д. Ерунда, короче. Саймон Пегг явно хотел высмеять жанр в целом.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 14:11
По-моему, Пегг ничего не хотел высмеять, а попросту создал самый унылый и беззубый сценарий даже в сравнении с предыдущими лентами в рамках JJ-verse. То, что вы описали — вполне типовой набор тропов из конструктора «Офонарительно Древние Сверхтехнологии Предтеч» во вполне типовой конфигурации.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 14:16
Так и есть, но, согласитесь, от создателя «Hot Fuzz» и «Shaun of the Dead» никак не ждешь эдакой подлянки.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 14:26
Интересно, стоило ли вообще ждать чего-то чуть выше среднего от типичного студийного продукта.
Тем не менее, заметно, что фильм вышел не лучше и не хуже предшественников. Другое дело, что смена режиссёра на Лина дала не совсем тот результат, какой был бы нужен. У франшизы по- прежнему нет своего лица, что называется. Ото всюду стащили по-немногу, а результат...
 


Ссылка на сообщение2 августа 2016 г. 14:42
JJ-verse — проект Paramount и, собственно, Абрамса (и Орси отчасти). От предыдущих фильмов Beyond практически ничем не отличается, что является следствием контроля со стороны вышеуказанных лиц.

Кроме того, что Hot Fuzz, что «Шон» — результаты именно что совместной работы Райта и Пегга, которые начали совместную кинокарьеру ещё со Spaced (во время работы над которым у них и зародилась масса идей, которые они потом пустили в ход при создании полнометражных картин). Тут невозможно отделить одного от другого, они сильны именно дуэтом (по этой причине я, например, считаю «Пилигрима» хоть и отличной, но всё же самой слабой работой Райта из тех, где он является режиссёром) — так что вполне возможно, что в случае «Треков» Пегг «не тянет» не только из-за давления со стороны, но и из-за того, что он слаб как одиночка.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 04:12

цитата

Саймон Пегг явно хотел высмеять жанр в целом.


«Высмеять в целом» — это «В поисках галактики», где Стар Трек высмеяли и вывернули наизнанку так, как не удавалось никому иному. А то, что вы нам рассказываете — это вполне классический пример творческой импотенции сценаристов, режиссёров и продюссеров.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 21:32
Galaxy Quest — это пародия, утверждающая дух Трека. Ничего там не вывернуто, все на месте.


Ссылка на сообщение3 августа 2016 г. 11:35
Они умерли. Отпустите их...
В самом деле — Роденберри создавал фильмы о взрослых и поднимал взрослые вопросы в мире, который и сам «шел туда, куда не ступала нога человека». Стань как они — вот девиз того фильма.
Поколение попкорна (это еще хуже, чем пепси) получило девиз — чувак, мы такие, как вы! Наглый хам, откровенный урод становится героем попкорна. Воистину альтернативная вселенная — с Пайном, Куинто и иными. Только актеры не виноваты. Ибо они не соответствуют образам Роденберри. Ла Бёф рядом с Харрисоном Фордом — кто из них настоящий Джонс? Вот и здесь.
Это шоу, развлечение. Поэтому и души в фильмах нет. Это филиал «Звездных войн» плплоше.
Ибо последний фильм кончился смертью Кирка на маленькой планете, когда герой Малькольма макдауэлла пытался изменить прошлое. И Пикар тоже достойно завершил путь Нового поколения. «Энтерпрайз» остался на той же планете.
Все, что было дальше — совсем не то. Были более и менее удачные серии, а души уже не было.
Ибо все в мире уходит. Должно приходить новое. Но наш мир его дать пока не может.


Ссылка на сообщение3 августа 2016 г. 23:23
Как-то все-таки Джеймс Тиберий Кирк, а не Керк.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 августа 2016 г. 23:54
Это он в русских переводах «Кирк»? Ужас какой 8-) Я смотрел в оригинале, сорри.
 


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 21:33
Не в русских переводах, а в традиции русского фэндома.


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 21:00
Не понравилось, в последнее время кинофантастика разочаровывает. И инопланетяне все какие-то однообразные « все люди, только с жуткими головами, повадками людей, манерой драк и т.д» разнообразия никакого, скучно и неинтересно.


Ссылка на сообщение4 августа 2016 г. 21:38
Фильмы по вселенной Звёздного пути никогда не блистали, за исключением, может, двух — «Первый контакт» и «Voyage Home».
Причина проста — эту Вселенную любят за психологические повороты , за тонкую игру, за командных дух, который развивается постепенно, сезон за сезоном. За гуманные принципы.
А в фильмах все это только декларируется.


⇑ Наверх