Грустные мысли о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Veronika» > Грустные мысли о главном
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Грустные мысли о главном

Статья написана 13 июля 2009 г. 00:05

http://tatiana-siver.livejournal.com/49553.html — чтобы не повторятся.





64
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 июля 2009 г. 00:18
Да, нет... фэнтези — не гетто! Просто оно сейчас стало очень популярным направлением, куда суется много всяких бездарей, порой, массово...
А у людей вкусы разные — если они читают не только классику, это еще не говорит, что все это гетто. Причем,

цитата

такой восторг на сайте знатоков и любителей
сколько конкретно человек восторгается??? Надо смотреть в цифрах... Причем не только тех, кто восторгается, но и тех, кто против... Мне кажется, вторых будет больше :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июля 2009 г. 00:30

цитата Kartusha

фэнтези — не гетто! Просто оно сейчас стало очень популярным направлением, куда суется много всяких бездарей, порой, массово...
Это понятно:-(, и весьма печально.

цитата Kartusha

если они читают не только классику, это еще не говорит, что все это гетто.
Я тоже читаю не только классику8-). Но всерьёз обсуждать, анализировать и восторгаться всего-навсего «развлекухой»??? — зачем?.
 


Ссылка на сообщение13 июля 2009 г. 00:35
У каждого есть свое право... просто этим людям чего-то не хватает...:-(


Ссылка на сообщение13 июля 2009 г. 00:54
На самом деле всё не так печально, если говорить о Фантлабе. Стандартный форум, где тусуются фэнтезюшники и ролевушники выглядит так -> открываешь форум ~Литература и наблюдаешь «именные» топики: творчество Пехова, тв. Перумова, тв. Г.Ю.Орловского, ну и в качестве бонуса каких-нибудь зыковых, каменистых, громык. Аллес... Гетто во всей красе. Правда, состоят такие форумы в основном из юзеров-малолеток, что несколько оправдывает невзыскательность публики (такие же гетто-тусовки у любителей Иванушек, Корней --- не скажете же вы, что это клуб ценителей музыки?).

Что до Батчеров и иже с ними. Опять-таки издержки гетто-существования. И лучше слышать вопль «А-а, новый Батчер!», чем «А-а, новая грамыга!»
Фантлаб упорно пытается выйти из гетто-универсалии. Создание библио писателей а-ля Кутзее, Астафьев, активное обсуждение «Ложной слепоты», а не «Пересмешника» (обе книжки вышли фактически в одно время) и ряд других моментов — это уже хорошо ;)

И ещё такой нюанс. Есть форумы любителей разных направлений метала, рока и джаза. Там имеются свои несостыковки во вкусах, свои споры, но! Им не приходится иметь дело с людьми, которые врываются на обсуждение релизов с криком «Держите мя семеро! Вышла новая Буланова! Танька, мы тя любим!!!!!!» На форуме любителей фантастики — легко. Специфика, ёпс :] (пожалуй, только Эксалибур обошёлся без унылых слушателей попсы).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июля 2009 г. 23:54
Вы только Батчера не обижайте! =)) Он хороший =))
 


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 00:06
Со слов Андрея aka baroni -- Батчер -- тень от хрена ;) Хотя охотно верю, что он плотный середняк в фентези-литературе, но вот в масштабах литературы в целом...
 


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 00:11
Хе-хе)) Да, если в целом то он будет «одним из многих», но у нас он выделяется. Хорошо пишет, а главное у нас его отлично переводят! )
 


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 00:33
В твоём возрасте (я на «ты» — пойдёт?) читай, что читается -- само всё придёт в норму с годами. Парень ты толковый, за тебя я спокоен :-)))
 


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 00:36

цитата VuDu

ты» — пойдёт?
Пойдет! :beer:

цитата VuDu

Парень ты толковый, за тебя я спокоен
Это радует! :-))) 8:-0


Ссылка на сообщение13 июля 2009 г. 02:56

цитата

и никто, НИКТО не говорит, в чём смысл книги!! Сверхидеи вроде как и нет...

Ну а какая сверхидея, ну или хотя бы идея, у Гюисманса? Я понимаю Ваше недоумение, но Каждому ведь Свое. Пущай радуются пеховым-батчерам и прочими блондинками. Вкус он динамичен и требователен. Перерастут.

цитата VuDu

пожалуй, только Эксалибур обошёлся без унылых слушателей попсы).

зато почил в бозе. Р.И.П.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 00:14
Но-но! Пехова и Батчера в одной связке не используй! :-))) Небо и земля! 8-)

Да и в конце-то концов Батчер имеет степень бакалавра английской литературы! =))


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 00:01
Удивленно смотрят взглядом, только потому... Зачем? Зачем сводитьвсе к поиску сверхидеи? Это грубо и не красиво по отношению к книге.

Я видел вы искали сверхидею у ПЛиО? Пожалуйста! Вот она! Персонажи. Самая сложная и глубокая сверхидея! А как реализованно? Шик!

Батчер? Сверхидея? Пожалуйста! Тави и его взросления как в чем-то ущербного ребенка. Шпионки Императора, которая борется с собой в понимание верности Императору.

Аберкромби? И тут есть! Манирный красавчик становится суровее, когда понимает ЧТо поставленно на кон. Когда понимает ЧТО такое любовь и тд.

Это по тем авторам что я читаю. И все это обернуто еще в восхитительные приключения, заговоры, итриги, миры. Что еще надо? И тд. и тд.

Не пустые они, ой как не пустые.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 00:41

цитата Dragn

Зачем сводитьвсе к поиску сверхидеи

Да не в СВЕРХИДЕЕ дело, а в отсутствии МираКлёвости! Вот где фейри собака зарыта! :-)))
 


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 00:44
Хорошо сказал! :-)))
 


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 00:45
:beer:
 


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 01:29

цитата PetrOFF

Да не в СВЕРХИДЕЕ дело,
Именно в ней, родимой8-).


Ссылка на сообщение14 июля 2009 г. 23:05
Вам надо сверхидею в фэнтези???Я бы сказал что книги со сверхидеями встречаются редко,а уж в фэнтези.Если честно фэнтези все таки низкий жанр.Играет ограниченным набором приемов .Все эти бесконечные маги и драконы рано или поздно надоедают.А о фэнтези как о способе эскапизма и авторов и читателей я совсем молчу.Я советую почитать вам «Дети полуночи» Рушди вот это действительно серьезная литература.


Ссылка на сообщение16 августа 2009 г. 11:44
Все же литература должна быть разной. От того, что в «Трех мушкетерах» нет сверхидеи, эта книга не перестает быть классикой. Если кому-то хочется читать хорошо написанную развлекательную литературу — это его право. И его же право тратить на эти книги столько, сколько он сочтет нужным.
Простой пример. Сравним две книги, два детектива: «Восточный экспресс» и «Преступление и наказание». А теперь угадайте с трех раз, какой из этих романов — худший детектив? Поэтому и есть такое понятие, как «направление». А наличие в книге фантастического элемента — авторский прием, который позволяет написать либо философский или психологический, либо приключенческий роман. А иногда и то, и другое. Так что ни о каком «гетто» и речи быть не может, ведь каждый настоящий писатель — индивидуальность, и он и только он выбирает художественные средства для достижения своей цели (будь то написание глубокого и многогранного философского романа или желание увлечь читателя фабулой и яркими героями). При этом любой фантастический элемент или, скажем, наличие в романе убийства, которое кто-то пытается раскрыть — далеко не полный перечень этих приемов. Каждый автор создает свою реальность, внутреннее пространство книги, законы того или иного мира (повозки в Древнем Египте? Это же не исторический роман!). И каждый автор сам распоряжается этой реальностью.
И вопрос на засыпку: какая сверхидея в романе «Странники и Островитяне»? Или в «Гобеленах Фьонавара» ? (Борьба Добра со Злом в душе человека? Не много ли книг на эту тему? Зачем было тратить время и деревья?). Дело в том, что вам нравится именно это направление в фэнтези, и книга, соответствующая канонам мифопоэтики вам понравится. Вне зависимости от оригинальности подачи сверхидеи и глубины проникновения автора в душу человека.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 августа 2009 г. 15:41

цитата Мисс Марпл

Все же литература должна быть разной.
Она и есть разная;-).

цитата Мисс Марпл

что в «Трех мушкетерах» нет сверхидеи, эта книга не перестает быть классикой.
Сверхидея есть, но уровень её подачи — для среднего школоьного возраста. Читать эту книгу желательно до 13-ти (максимум — 14-ти) лет, потом она уже нечитабельна. Как и книги Майна Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна и т.д.
Но читать чистую развлекуху в зрелом возрасте? Разве что для «обнуления». Тратить деньги на одноразовое чтение — глупо, ИМХО.

цитата Мисс Марпл

два детектива: «Восточный экспресс» и «Преступление и наказание». А теперь угадайте с трех раз, какой из этих романов — худший детектив?
Всё очень просто: «Восточный экспресс» — жанровая вещь, строго на одно прочтение. «Преступление и наказание» — внежанровый роман, его надо обдумывать и перечитывать, поэтому совершенно неважно — хороший это детектив или нет.

цитата Мисс Марпл

какая сверхидея в романе «Странники и Островитяне»?
К сожалению, она не до конца раскрыта, т.к. первый том трилогии. Но вот: смена традиционного устройства общества рациональным, отход мира от изначальной гармонии, погружение в «унылую деловитость» Обиженных. Этого мало?

цитата Мисс Марпл

Или в «Гобеленах Фьонавара» ? (Борьба Добра со Злом в душе человека?
Дочитаю полнстью — напишу. Но «Борьба Добра со Злом в душе человека» — тема неисчерпаемая;-).


Ссылка на сообщение16 августа 2009 г. 17:43

цитата Veronika

«Борьба Добра со Злом в душе человека» — тема неисчерпаемая

Можно в таком случае найти эту идею во многих и многих книгах. Наверное, важен уровень подачи и глубина проникновения.

цитата Veronika

смена традиционного устройства общества рациональным, отход мира от изначальной гармонии, погружение в «унылую деловитость» Обиженных. Этого мало?

Скажем, в «Герое» Олдей или их же «Пути меча» эта тема раскрыта в более интересном ключе и куда как более подробно, но оценку вы всем трем романам поставили одинаковую.

цитата Veronika

потом она уже нечитабельна

Это ваше личное мнение. Если бы она была исключительно детской, её бы и печатали только в детских сериях, и, наверное, так бы часто не экранизировали.

цитата Veronika

строго на одно прочтение

Вынуждена не согласиться. Во-первых, в книгах леди Агаты с удивительной точностью воссоздан сам дух времени и места. Поэтому в «Восточном экспрессе», скажем, Стамбула ничуть не меньше, чем Парижа в «Соборе Парижской Богоматери» Гюго, хотя Стамбул у Кристи появляется в одной сцене. Понятия «жанровая вещь» и «книга на одно прочтение» далеко не эквивалентны.

цитата Veronika

Тратить деньги на одноразовое чтение — глупо

Безусловно. Но при этом прекрасно написанный развлекательный роман вовсе не является быть одноразовым чтением. Равно как и роман со сверидеей не всегда является достойным многоразового перепрочтения. Скажем, «Игра Эндера» — роман, безусловно, не только развлекательный. Но Кард настолько прямолинейно выражает свою идею, что читать книгу второй раз не имеет смысла.
Есть определенные критерии оценки той или иной книги. И доминирование одного из них (скажем, атмосферы) вполне может сделать книгу достойной многоразового перепрочтения. Скажем, атмосфера викторианской Англии, эпохи стимпанка — главное достоинство серии книг о Шерлоке Холмсе (право, не мысль же «убивать плохо»?). При этом эти книги можно читать не один, не два и не десять раз. Что подтвержает, помимо всего прочего, и ваша оценка.

цитата Veronika

К сожалению, она не до конца раскрыта, т.к. первый том трилогии

И вы ставите не до конца раскрытой теме высший балл? За что?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 августа 2009 г. 17:58

цитата Мисс Марпл

Скажем, в «Герое» Олдей или их же «Пути меча» эта тема раскрыта в более интересном ключе и куда как более подробно, но оценку вы всем трем романам поставили одинаковую.
Вообще-то, в названных романах Олди я увидела совершенно другие темы. И для меня все три книги одинаково интересны.

цитата Мисс Марпл

И вы ставите не до конца раскрытой теме высший балл? За что?
Потому что понравилось и то, что я смогла рассмотреть.

цитата Мисс Марпл

Вынуждена не согласиться. Во-первых, в книгах леди Агаты с удивительной точностью воссоздан сам дух времени и места. Поэтому в «Восточном экспрессе», скажем, Стамбула ничуть не меньше, чем Парижа в «Соборе Парижской Богоматери» Гюго, хотя Стамбул у Кристи появляется в одной сцене. Понятия «жанровая вещь» и «книга на одно прочтение» далеко не эквивалентны.
Извините, но для меня все книги А.Кристи — на один раз. Перечитывать могу, если только полностью забуду сюжет.
Фильмы с Джоан Хиксон могу смотреть чаще;-), из-за хорошей музыки и самой Хиксон. Но если помню сюжет — смотреть не шибко интересно.

цитата Мисс Марпл

Это ваше личное мнение. Если бы она была исключительно детской, её бы и печатали только в детских сериях, и, наверное, так бы часто не экранизировали.
Ну, извините. Сужу по своей реакции. Сейчас я не в состоянии читать Дюма. Да и Гюго тоже;-), многословен зело8-).
 


Ссылка на сообщение16 августа 2009 г. 18:06

цитата Veronika

по своей реакции

еще не значит

цитата Veronika

она уже нечитабельна

цитата Veronika

многословен зело

Описания собора?;-)

цитата Veronika

Вообще-то, в названных романах Олди я увидела совершенно другие темы. И для меня все три книги одинаково интересны.

Соответственно, эти книги можно толковать по разному и каждый читатель увидит что-то свое, так? И потом вы говорите

цитата Veronika

Потому что понравилось и то, что я смогла рассмотреть.

То есть вы ставите одинаковый балл многогранным романам и первому тому трилогии, основная мысль которого воспринимается всеми одинаково? Судя по вашим предыдущим словам о сверхидеях они все же не равнозначны. К тому же, вам понравилась атмосфера «Странников» (как у Миррлиз, так?). Соответственно, фактор -не сверхидея влиял на оценку до такой степени, что вы поставили книге высший балл.

цитата Veronika

Извините, но для меня все книги А.Кристи — на один раз. Перечитывать могу, если только полностью забуду сюжет.

А Конан Дойля, скажем? Какая сверхидея в «Знаке четырех»? Такая же по глубине проникновения, как в «Преступлении и наказании»?
 


Ссылка на сообщение16 августа 2009 г. 18:17

цитата Мисс Марпл

цитата Veronika
многословен зело

Описания собора?
Нет, я имела в виду «Человек, который смеётся» и «Труженики моря».
Но и СПБ мне уже скучен.

цитата Мисс Марпл

А Конан Дойля, скажем? Какая сверхидея в «Знаке четырех»? Такая же по глубине проникновения, как в «Преступлении и наказании»?
Нет там сверидеи. Это «классика жанра» + память о фильме с Ливановым и Михалковым. ИМХО — фильм ярче книги.
Но герои обаятельнее, чем персонажи «Восточного экспресса». Стамбул в романе я вообще не запомнила.

цитата Мисс Марпл

первому тому трилогии, основная мысль которого воспринимается всеми одинаково?
А это откуда Вам известно, про «всеми одинаково»? Опрос читателей был проведен?
 


Ссылка на сообщение16 августа 2009 г. 18:34

цитата Veronika

Нет там сверидеи. Это «классика жанра» + память о фильме с Ливановым и Михалковым.

Могу тоже самое сказать про книги Кристи и фильмы с Суше. И с обеих сторон это будет субъективизмом.

цитата Veronika

Но герои обаятельнее, чем персонажи «Восточного экспресса».

Опять-таки «имха на имху».;-)

цитата Veronika

классика жанра

То есть вы признаете, что жанровая литература может получить высший балл по шкале, по которой оценивается литература в целом?

цитата Veronika

А это откуда Вам известно, про «всеми одинаково»? Опрос читателей был проведен?

Для начала — отзывы и рецензии. Возьмите три отзыва (мнения) о романе Кокейна и столько же — о «Пути меча». В первом случае что-то вроде

цитата

Кокейн обыгрывает давнюю идею о постепенном исчезновении волшебства с заменой его на тусклую реальность.
(рецензия Андрея Зильберштейна, МФ №65, январь 2009) встречается и в рецензии, и в постах (включая ваш собственный). В отзывах на сайте чаще звучат эпитеты «странный, уютный, необычный» — то есть подчеркивается форма(атмосфера), а не содержание.
Теперь прочтите 3 более-менее развернутых отзыва на «Путь».
 


Ссылка на сообщение16 августа 2009 г. 20:05

цитата Мисс Марпл

То есть вы признаете, что жанровая литература может получить высший балл по шкале, по которой оценивается литература в целом
Нет. По шкале «литература в целом» — нет. В рамках жанра — да, в целом — нет.
Если я буду составлять личный топ, то в категорию «классика всех времён и народов» Конан Дойл не войдёт. Не тот уровень. Пушкин, Гессе, Толкиен, Гертруд фон Лефорт — да, Дойл или Дюма — нет. Даже Монтегю Джеймс — и то врядли, хотя оцениваю его выше «в рамках жанра», чем Дойла или Дюма.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2009 г. 12:28

цитата Veronika

Нет. По шкале «литература в целом» — нет. В рамках жанра — да, в целом — нет.

Тогда и ставьте ему соответствующие оценки. Вы сами себе противоречите.
Согласитесь, многие книги (тот же пресловутый Кокейн) нравятся вам потому, что соответствуют определенным критериям (в вашем случае — миракль-фэнтези, дотолкиеновское фэнтези и т.п.). Скажем, темное фэнтези или киберпанк, написанный лучше, чем «Странники и островитяне», получит от вас оценку ниже. Вне зависимости от сверхидеи. Таким образом, вы требуете от других того, чего нет в вас самих. Вы предсталяете себе человеком, которому в книге важна только идея, но сами цените в литературных произведениях и нечто другое (атмосферу, персонажей и т.п.)
На мой взгляд, книга состоит из: фабулы, персонажей, языка, идеи, атмосферы. И для того, чтобы написать действительно стоящую вещь, автору достаточно умело скомпоновать эти факторы в определенной пропорции. Таким образом, написать стоящую книгу можно в любом жанре.

цитата Veronika

Стамбул в романе я вообще не запомнила.

То, что вы не видели папуасов живьем, еще не значит, что их не существует в принципе.

цитата Veronika

смена традиционного устройства общества рациональным, отход мира от изначальной гармонии, погружение в «унылую деловитость»

Это не сверхидея. Это второй пласт фабулы. То есть автор констатирует факт, а не выражает свою позицию по этому поводу. О том, что из жизни уходит чудо, все и так знают.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2009 г. 13:58

цитата Мисс Марпл

Тогда и ставьте ему соответствующие оценки.
Увы — шкала Фантлаба несовершенна. Или недостаточна.

цитата Мисс Марпл

Скажем, темное фэнтези или киберпанк, написанный лучше, чем «Странники и островитяне», получит от вас оценку ниже. Вне зависимости от сверхидеи.
Да, желательна вторая шкала: «понравилось-не понравилось». По шкале лит.качества я готова поставить «Дочери железного дракона» Суэнвика 10/10, по шкале «понравилось-не понравилось» — 4/10. В итоге поставила «8». Понимаете, мне хочется получать адекватные рекомендации, в которых мне не нужны аналоги ДЖД.

цитата Мисс Марпл

вы требуете от других того, чего нет в вас самих.
Где?? Я ни от кого ничего не требую.

цитата Мисс Марпл

Вы предсталяете себе человеком, которому в книге важна только идея,
Нет. Не ТОЛЬКО сверхидея. Но и она — тоже.
 


Ссылка на сообщение17 августа 2009 г. 17:49

цитата Veronika

Где?? Я ни от кого ничего не требую.

Может быть, и не требуете напрямую, но, судя по вашему тону в статье, вам не понятно, зачем люди покупают качественную развлекательную литературу. Мир, в котором все брали бы не Флевеллинг, а Ле Фаню и Кашнер, был бы для вас раем.

цитата Veronika

Увы — шкала Фантлаба несовершенна. Или недостаточна.

Если использовать 10 баллов, а не 5-6, будет вполне достаточно.

цитата Veronika

Нет. Не ТОЛЬКО сверхидея. Но и она — тоже.

цитата Veronika

«Борьба Добра со Злом в душе человека» — тема неисчерпаемая

С таким подходом можно найти сверхидею в любой хорошо написанной развлекательной книге.Скажем, у Флевеллинг — преодоление себя и своих предрассудков на пути к любви, преодоление себя в очень тяжелом выборе — между одним человеком и судьбой целого народа...Если захотеть, найти можно и большее.
Кстати, вы заглядывали в тему про МТА?
 


Ссылка на сообщение17 августа 2009 г. 20:05

цитата Мисс Марпл

зачем люди покупают качественную развлекательную литературу.
Тут два момента. Первый: насколько качественную — это большой вопрос.
И если литература ТОЛЬКО развлекательная — ИМХО, это «армада», в широком смысле.

цитата Мисс Марпл

Кстати, вы заглядывали в тему про МТА?
Разумеется.


Ссылка на сообщение17 августа 2009 г. 22:12

цитата Veronika

насколько качественную

Этим и отличается «Армада» в узком смысле от развлекательного фэнтези вообще.

цитата Veronika

И если литература ТОЛЬКО развлекательная

Любой хорошо написанный развлекательный роман состоит из нескольких элементов.
Любая книга, грубо говоря, может быть «про что-то», «о чем-то» и «о Чем-то». Фабула, тематика, идея. При этом пресловутое взросление или уход магии из мира не идея, а тематика. Ни в одном хорошо написанном развлекательном романе герои не остаются статичными на протяжении всего повествования. Их характеры раскрываются, изменяются под влиянием событий, которые с ними происходят (фабулы, того самого «про что»). Взрослеют. И это взросление — не идея романа. То есть нельзя сказать, что в романе о взрослении (с любой долей психологизма) обязательно есть должным образом раскрытая сверхидея. В развлекательном романе есть фабула (которую тоже не всегда просто закрутить) и персонажи (которые в большинстве случаев определяют тематику романа). Таким образом, наличие в романе, скажем, Флевеллинг,

цитата Мисс Марпл

преодоление себя и своих предрассудков на пути к любви, преодоление себя в очень тяжелом выборе — между одним человеком и судьбой целого народа...
— не идея, а именно тематика. Развитие героев. Как и в «Тайне подземного королевства» характер Роберта и изменения, которые ждут его на пути — тоже не идея, не «о Чем», а «о чем».
Еще в любом романе в той или иной степени есть фактор «как». Язык автора и атмосфера книги. Как он рассказывает историю «про что-то», «о чем-то» и иногда «о Чем-то». Доминирование одного фактора (пусть даже «о Чем») не делает книгу достойной прочтения. Таким образом, к форме относятся сюжет и язык/атмосфера, к содержанию — персонажи и идея.Грамотная компоновка четырех факторов с упором на два из них дает в итоге качественную литературу. Если доминирует связка «о чем+про что» — это развлекательная литература. Если «как+о о Чем» или «о чем+ о Чем» — философская, психологическая и т.п.
Доминирование факторов «про что+как» дает в итоге форму в чистом виде, без содержания. Таким образом, стилистически безупречный роман с закрученной интригой и картонными до невозможности персонажами назвать даже развлекательной литературой трудно.

цитата Veronika

Разумеется.

Тогда вы должны были заметить полное игнорирование некоторыми людьми многих доводов оппонента.


⇑ Наверх