Стали известны имена новых


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» > Стали известны имена новых обладателей Международной Золотой Медали имени Х.К. Андерсена
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стали известны имена новых обладателей Международной Золотой Медали имени Х.К. Андерсена

Статья написана 6 апреля 2016 г. 11:43

Международная премия Х.К. Андерсена «Золотая медаль Х.К. Андерсена» учреждена в 1956 г. Международным советом по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО. Золотую медаль Х.К. Андерсена присуждают один раз в два года и вручают лично писателю второго апреля — в день рождения Ганса Христиана Андерсена, а с 1966 г. — художнику-иллюстратору за весомый вклад в создание книг для детей.

В этом году премию получили китайский писатель Цао Вэньсюань и немецкая художница Ротраут Сюзанне Бернер.






Цао Вэньсюань (Cao Wenxuan) родился в 1954 году. Он вырос в сельской местности, а в 1974 году поступил в Пекинский университет. Сейчас он читает там курсы по китайской и детской литературе. Первая повесть Цао увидела свет в 1983 году, а всего ему принадлежит несколько десятков повестей, рассказов и текстов для книжек-картинок. Одна из самых известных и переводимых книг Цао, “Бронза и подсолнух”, была написана в 2005 году, и с тех пор не покидает списки бестселлеров. События книги разворачиваются в сельском Китае в эпоху культурной революции. Городская девочка по прозвищу Подслохнух переезжает с папой-скульптором в деревню, где у нее завязывается дружба с немым мальчиком Бронзой. Вскоре папа Подсолнуха погибает, и семья Бронзы, несмотря на крайнюю бедность, соглашается приютить девочку. В этой книге Цао обращается к теме принятия непохожих на тебя людей, рассуждает о том, как дружба помогает преодолеть невзгоды, несмотря на самые сложные условия жизни.


Немецкий художник и иллюстратор Ротраут Сюзанне Бернер (Rotraut Susanne Berner) родилась в 1948 году в Штутгарте. Она училась в Мюнхене графическому дизайну, а затем несколько лет проработала в рекламе. Сейчас Бернер пишет и иллюстрирует как взрослые, так и детские книги. Она удостаивалась многих престижных наград, в том числе четыре раза Немецкой детской литературной премии за иллюстрации, и уже в пятый раз номинирована на премию Х.К. Андерсена.

Иллюстрации Бернер на первый взгляд очень простые: яркие, лишенные объема, с четко прорисованным контуром. Однако стоит присмотреться, и тут же раскрывается многоплановость ее рисунков. Бернер против чрезмерной перегруженности рисунка: «Это немного похоже на прилагательные в тексте. Когда слишком много описываешь, у читателя не остается пространства, чтобы выдумать что-то самому и вжиться в ситуацию».

Одни из самых популярных книг Бернер – это книги про Городок. В них истории рассказываются одними лишь иллюстрациями, практически без помощи текста. Переходя с разворота на разворот книги, как будто бы едешь по центральной улице Городка. Сначала проезжаешь через пригород – вот ферма и автосервис, потом оказываешься около железнодорожной станции, а вот и торговый центр. И даже можно увидеть, что происходит в каждом доме – ведь в зданиях, как в кукольных домиках, нет передней стены. Персонажи переходят из книги в книгу, а иногда даже со страницы на страницу – вот наслаждается свободой сбежавший попугай Нико, вот Сюзанна, которая всегда теряет шляпы, а вот с гусем под мышкой идет орнитолог-любитель Ганс. Сейчас помимо основных книг серии – четырех по временам года и одной про ночной Городок – существуют и раскраски, и книжки, целиком посвященные какому-то одному жителю Городка.

Бернер борется за то, чтобы художника не считали второстепенным по сравнению с автором персонажем и за справедливую оплату труда иллюстратора. При участии Бернер был создан Фонд иллюстраторов, базирующийся в немецком Тройсдорфе, который помогает художникам в разрешении юридических вопросов, консультирует их по поводу оплаты, устраивает встречи и семинары. Бернер занимается и просветительской деятельностью, связанной с иллюстрацией. Она призывает взрослых отказаться от взгляда на иллюстрацию как на нечто, обращенное только к детям. Взрослые часто считают, что рисунок – это преимущественно вспомогательный, доязыковой способ познакомить ребенка с книгой, от которого надо как можно скорее перейти к тексту, Бернер же хочет, чтобы мы посмотрели на иллюстрацию как на самостоятельный, очень важный и интересный вид искусства.

По материалам статьи о Бернер





406
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 апреля 2016 г. 16:03
Утащил биографию на страничку художницы. Спасибо большое.
Если посчитаете нужным, эту статью можно разместить в колонке «Другая литература».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2016 г. 16:46
А я думала, можно там или не подходит.
Спасибо.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 14:45
Спасибо.
Опечаточки в первом абзаце: Подслохнух, зазывается дружба


⇑ Наверх