С тех пор как в Москве перестали проводить весеннюю книжную ярмарку, фестиваль «Роскон» стал для меня важным рабочим мероприятием. На нем я встречаюсь практически со всеми отечественными писателями-фантастами и издателями. Это позволяет провести детальный и глубокий анализ ситуации на рынке, просчитать перспективы и основные тенденции на ближайший год.
Итак, что же мы имеем на данный момент?
http://kazanfirst.ru/storage/feeds/5234da...» width="600» />
1) То, о чем мы говорили с 2011 года наконец-то произошло. Проседание бумажных тиражей достигло критической точки. Что интересно, если говорить о жанре фантастики, он чувствует себя не так уж и плохо, по сравнению с другими. Отчасти этому способствовал фактор устойчивой постоянной аудитории читателей. Вторым фактором является перетекание читателей в фантастику из других жанров, а именно бывших любителей женских иронических детективов, мужских боевиков и других представителей развлекательных жанров. Если говорить о ситуации на электронном рынке, то там фантастика и вовсе уверенно заняла место флагмана, оставив на вершинах топов место лишь отдельным авторам: Акунину, Донцовой и Пелевину.
2) Если говорить об электронном рынке, тот тут ещё интересней. Книжный рынок в России, внезапно, пошел своим путем развития, отличным от рынков США и Европы. Если за рубежом e-книги, заняв на рынке от 12 до 25% от общего объема продаж, на этом останавливались, то у нас они уверенно прут дальше. И что отрадно лично для меня, основная заслуга в этом принадлежит не антипиратскому закону, АЗАПИ или издателям. Таких успехов мы смогли достигнуть благодаря писателям (в основном сетевых авторов), воспитанным читателям, независимым порталам (ЛитЭра, Призрачные Миры, СИ Мошкова и другие). Конечно, большую роль сыграли также удобство и цена е-книг.
3) Простая истина, о которой я говорил последние пять лет, наконец-то стала очевидна как для издателей, так и для практически всех писателей. Рынок электронных книг набрал силу и мощь, и теперь на него обратили внимание. Но что самое немаловажное — у этой отросли есть перспективы, чего не скажешь о бумажном книгоиздании. Самые прозорливые писатели уже приступили к освоению зарубежных площадок, активно осваивают Амазон.
Что из этого следует?
— Поменяется пул популярных писателей
— Начнется передел российского рынка e-книг
— Начнется активная экспансия русскоязычных авторов на западные рынки
— Издатели бумажных книг бросят основные усилия на продвижение учебной литературы, детских книг и нон-фикшена. Если говорить о художественной литературе, то основные ставки сейчас на янг-эдалт (подростковая литература), любовные романы и развлекательные книги всех жанров. Почему? Основная читательская аудитория, охотно готовая тратить деньги на книги, делится на два типа:
1) Женщины от 35 до 50 (основные потребители бумажных книг);
2) Молодые люди от 18 до 25 (основные потребители электронных книг).
Конечно, у меня есть детальный анализ и прогноз для писателей-фантастов, но не стану вас утомлять лишней информацией. Если кому-то интересно, записывайтесь на http://school.shiftup.tv/event/professiya...">вебинар — расскажу что к чему и как быть дальше.