Дэвид Брин Глина искусство


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Дэвид Брин "Глина": искусство Гончара
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дэвид Брин «Глина»: искусство Гончара

Статья написана 14 марта 2016 г. 04:03

Брин не так уж много написал, но практически все — значимое. «Глина» лежала в очереди на прочтение давно, поскольку осталась последним непрочитанным романом этого автора, потому особо оберегалась.  Расставаться с автором не хотелось.

Но вот роман все же прочитан. И, как всегда от Брина, впечатления остались противоречивые. С одной стороны — качественное и проработанное чтение, хотя и с очень запутанным сюжетом. С другой стороны, со многими идеями и трактовками автора я — огнеупорный атеист и материалист-  в корне не согласна. Постаралась чтобы мое субъективное отношение не слишком повлияло на объективную оценку. Рекомендую тем, кто увлекается социальной фантастикой и любит неторопливое чтение: Дэвид Брин    «Глина»:

Дэвид Брин «Глина»
Дэвид Брин «Глина»

Глина — удивительная субстанция. Прах, в который время превращает горные породы и органику, способный миллиарды лет ждать своего часа, оживая, когда на него прольется капля животворящей влаги. То твердый, то хрупкий, то пластичный, то текучий. Изменчивый и неизменный.

Это было настоящим чудом — первые вылепленные горшки, тарелки и фигурки зверей, людей и даже богов, в которые фантазия человека вдохнула жизнь. Пальцы мяли комок глины, обретая подобную ей мягкость и пластичность, мысли в это время витали где-то в потусторонних мирах, рождая в разуме пугающие по смелости концепции и идеи, навечно соединяя в единое целое человека, богов и... технологии. И недаром Брин выбирает именно Глину в качестве основы для этого непростого разговора о человечестве в целом и человеке как личности, о Творцах и их творениях, о технологиях, несущих и благо, и зло одновременно.

В мире Глины основу экономики и социальных отношений составляет технология копирования личности в специальные, производимые на фабриках «глиняные» заготовки. Можно поместить сознание в самые разные и причудливые тела, усилить одни качества и убрать другие.  Можно послать такую копию заниматься нелюбимой работой или домашним хозяйством, можно сделать ее поумнее — и отправить выучить предмет, который не дается тебе самому. Можно отправить в опасное место или даже на войну. Можно заниматься десятками дел сразу и совершить разные глупости или даже преступления, ведь фантазия людей безгранична, особенно если не надо рисковать жизнью, здоровьем или свободой. Но главное: эти копии «живут» строго определенное время и затем самоуничтожаются, перегружая полученные знания и впечатления в разум своего оригинала.

Странный мир, в котором человечество освободилось от рутины, но дружно направило свои усилия не на творчество или постижение себя и Вселенной, а кинулось удовлетворять свои самые низменные желания. Доступно, возможно и оправдано все: наркотики, извращения, преступления, война. Ведь оригиналы не умирают и не страдают, не совершают лично преступлений: все делают копии, куклы, Глина.

Глина
Глина

В основе сюжета- очень запутанная история расследования детектива Альберта Морриса нарушений применения этой технологии. Причем сама личность детектива, Гончара, способного «одушевлять» свои копии ,  едва ли не более интересна, чем действие со стрельбой и погонями.

В романе много разных действующих лиц — реальных людей и их копий, которые смотрят на одни и те же события под разными углами. Легким такое чтение не назовешь: приходится внимательно относиться к деталям, чтобы понять, кто скрывается за маской — реальный человек или его копия, постоянно «держать в уме» множество фактов или возвращаться назад, чтобы сравнить впечатления разных героев.

И, конечно, как всегда у Брина — огромное количество идей и проблем. О путях эволюции страдающего страхами перед миром, раба собственных мелких страстей Творения к- свободному и ответственному Творцу, одному из главных элементов Вселенной. О свободе личности, тайнах человеческого сознания и наполнении жизни смыслом. О Боге, вере и взаимоотношениях с Создателем(с моей атеистической точки зрения — самые спорные идеи), о морали  и этике, их роли в развитии социума и изменениях в зависимости от развития общества( есть не менее спорные вещи, особенно по части границ, которые можно или нельзя переходить).

И опять о технологиях, которые всегда имеют две стороны. К этой проблеме Брин в романе возвращается снова и снова. И тут с многими доводами трудно не согласиться: каждый раз, когда  изобретается нечто эпохальное, одна часть человечества, и чаще меньшая, с энтузиазмом кидается применять открытие для улучшения и облегчения жизни, продвижения прогресса и новых, еще более впечатляющих, изобретений. Другая же часть, и, как правило, большая, все силы направляет на удовлетворение собственных мелких страстей, грязных наклонностей и эгоистичных желаний. Да так, что невольно думаешь, что вот жили без этого «прорыва» и жили бы дальше...

Вообще, можно ли контролировать процесс проявления негативных последствий технологий? Брин видит выход в гласности и общественном контроле за их применением. Рецепт хорошо известный, давно применяемый, но чаще — безрезультатный. И в который я не верю, поскольку люди — такие, как есть, по большей части, эгоистичные и не любящие загружать свой мозг отвлеченными проблемами. Потому руки, в которые попадают технологии, каждый раз оказываются «не те». Наверное, выход  в другом: перестать быть податливой Глиной, из которой все, кому не лень, лепят, что захотят, а становиться разумными Гончарами, которые сами творят свои жизни. Но это уже чистая фантастика.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





236
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 20:01
Спасибо! Роман замечательный, но перевод у него не очень удачный, на мой взгляд.
На счёт атеизма — там скорее богостроительство, чем богоискательство. Хотя, конечно, линия с посмертным путешествием душ несколько настораживает.


⇑ Наверх