Брин не так уж много написал, но практически все — значимое. «Глина» лежала в очереди на прочтение давно, поскольку осталась последним непрочитанным романом этого автора, потому особо оберегалась. Расставаться с автором не хотелось.
Но вот роман все же прочитан. И, как всегда от Брина, впечатления остались противоречивые. С одной стороны — качественное и проработанное чтение, хотя и с очень запутанным сюжетом. С другой стороны, со многими идеями и трактовками автора я — огнеупорный атеист и материалист- в корне не согласна. Постаралась чтобы мое субъективное отношение не слишком повлияло на объективную оценку. Рекомендую тем, кто увлекается социальной фантастикой и любит неторопливое чтение: Дэвид Брин «Глина»:
Глина — удивительная субстанция. Прах, в который время превращает горные породы и органику, способный миллиарды лет ждать своего часа, оживая, когда на него прольется капля животворящей влаги. То твердый, то хрупкий, то пластичный, то текучий. Изменчивый и неизменный.
Это было настоящим чудом — первые вылепленные горшки, тарелки и фигурки зверей, людей и даже богов, в которые фантазия человека вдохнула жизнь. Пальцы мяли комок глины, обретая подобную ей мягкость и пластичность, мысли в это время витали где-то в потусторонних мирах, рождая в разуме пугающие по смелости концепции и идеи, навечно соединяя в единое целое человека, богов и... технологии. И недаром Брин выбирает именно Глину в качестве основы для этого непростого разговора о человечестве в целом и человеке как личности, о Творцах и их творениях, о технологиях, несущих и благо, и зло одновременно.
В мире Глины основу экономики и социальных отношений составляет технология копирования личности в специальные, производимые на фабриках «глиняные» заготовки. Можно поместить сознание в самые разные и причудливые тела, усилить одни качества и убрать другие. Можно послать такую копию заниматься нелюбимой работой или домашним хозяйством, можно сделать ее поумнее — и отправить выучить предмет, который не дается тебе самому. Можно отправить в опасное место или даже на войну. Можно заниматься десятками дел сразу и совершить разные глупости или даже преступления, ведь фантазия людей безгранична, особенно если не надо рисковать жизнью, здоровьем или свободой. Но главное: эти копии «живут» строго определенное время и затем самоуничтожаются, перегружая полученные знания и впечатления в разум своего оригинала.
Странный мир, в котором человечество освободилось от рутины, но дружно направило свои усилия не на творчество или постижение себя и Вселенной, а кинулось удовлетворять свои самые низменные желания. Доступно, возможно и оправдано все: наркотики, извращения, преступления, война. Ведь оригиналы не умирают и не страдают, не совершают лично преступлений: все делают копии, куклы, Глина.
В основе сюжета- очень запутанная история расследования детектива Альберта Морриса нарушений применения этой технологии. Причем сама личность детектива, Гончара, способного «одушевлять» свои копии , едва ли не более интересна, чем действие со стрельбой и погонями.
В романе много разных действующих лиц — реальных людей и их копий, которые смотрят на одни и те же события под разными углами. Легким такое чтение не назовешь: приходится внимательно относиться к деталям, чтобы понять, кто скрывается за маской — реальный человек или его копия, постоянно «держать в уме» множество фактов или возвращаться назад, чтобы сравнить впечатления разных героев.
И, конечно, как всегда у Брина — огромное количество идей и проблем. О путях эволюции страдающего страхами перед миром, раба собственных мелких страстей Творения к- свободному и ответственному Творцу, одному из главных элементов Вселенной. О свободе личности, тайнах человеческого сознания и наполнении жизни смыслом. О Боге, вере и взаимоотношениях с Создателем(с моей атеистической точки зрения — самые спорные идеи), о морали и этике, их роли в развитии социума и изменениях в зависимости от развития общества( есть не менее спорные вещи, особенно по части границ, которые можно или нельзя переходить).
И опять о технологиях, которые всегда имеют две стороны. К этой проблеме Брин в романе возвращается снова и снова. И тут с многими доводами трудно не согласиться: каждый раз, когда изобретается нечто эпохальное, одна часть человечества, и чаще меньшая, с энтузиазмом кидается применять открытие для улучшения и облегчения жизни, продвижения прогресса и новых, еще более впечатляющих, изобретений. Другая же часть, и, как правило, большая, все силы направляет на удовлетворение собственных мелких страстей, грязных наклонностей и эгоистичных желаний. Да так, что невольно думаешь, что вот жили без этого «прорыва» и жили бы дальше...
Вообще, можно ли контролировать процесс проявления негативных последствий технологий? Брин видит выход в гласности и общественном контроле за их применением. Рецепт хорошо известный, давно применяемый, но чаще — безрезультатный. И в который я не верю, поскольку люди — такие, как есть, по большей части, эгоистичные и не любящие загружать свой мозг отвлеченными проблемами. Потому руки, в которые попадают технологии, каждый раз оказываются «не те». Наверное, выход в другом: перестать быть податливой Глиной, из которой все, кому не лень, лепят, что захотят, а становиться разумными Гончарами, которые сами творят свои жизни. Но это уже чистая фантастика.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru