Владимир Торин. Амальгама. – М.: Вече, 2015. 368 с. ISBN 978-5-4444-3963-0
Аннотация:
Как древний венецианский секрет может спустя многие века погубить резидента КГБ в Лондоне? Что связывало Сталина и Наполеона? Как сбежал из тюрьмы знаменитый любовник Казанова? Кто в ХV веке написал портрет Путина? Каким образом связаны перечисленные люди и события? Ответы на эти и множество других вопросов в романе-открытии талантливого автора Владимира А.Торина «Амальгама». Действие романа стремительно развивается в разных веках, городах и странах. Произведение основано на реальных исторических, политических, культурных и научных фактах.
Многослойный и многосмысловой не путеводитель, но путевой дневник по временам, нравам и звеньям, их связующим. Как-то раз наш беззаботный турист, деля свое законное отпускное время между кофейнями, винотеками и приобщением к искусству Высокого Средневековья, наткнулся сразу на две, не сказать чтоб безопасных, тайны. Прежде всего, он нечаянно узнал о существовании артефактов, способных в некий момент позволять человеку перемещаться в пространстве и времени. А точнее в пределах базовых культур — ну не будем же считать экзотикой наши лихие 90-е годы. Хотя по сравнению с тем же Средневековьем...
Вторая проблема героя «Амальгамы» логически вытекает из первого открытия. Раз есть артефакты, их кто-то должен изготавливать, активировать, контролировать, не сами же они выросли на много чего повидавшей земной поверхности. То есть, существует глубоко законспирированная организация, которая охраняет удивительные предметы, следит за порядком их использования, а при необходимости и наказывает ослушников. Хотя иной раз может и выполнить давнее невысказанное желание нарушителя той самой негласной конвенции – например, прислать ему жбанчик кваса, о котором он так мечтал, переделывая империи… И понятно, что случайного свидетеля тайное сообщество не оставит без внимания.
Разумеется, артефакты не могут быть только ключами ко временам. Они еще оказывают массу ценных и полезных услуг вроде сохранения здоровья и молодости, а значит, в конце концов, обеспечения долгой-предолгой жизни. Если в лабиринтах времен не настигнет шальная стрела или мушкетная пуля. Ведь раз имеются не только артефакты, но и их стражи, значит, есть, от кого охранять, и неизбежно появление на страницах романа охотников за уникальными возможностями
Но при всем том сами артефакты, точнее, предоставляемые ими возможности — отнюдь не самоцель в созданном автором вполне реалистичном мире. Они дают возможность — автору? или судьбе? — протестировать тех, к кому попали в руки. Иной раз персонажи идут излишне причудливыми путями со стремительной сменой декораций, за которой не всякий читатель уследит с первой попытки. С хранителем, угодившим из привычного времени в эпоху, доселе незнакомую, тоже может произойти много всего интересного. Круговорот путешествий внезапно обрывается открытым финалом – это знак, что впереди продолжение? Или просто история, будь она хоть трижды альтернативная, всё равно не знает ни сослагательного наклонения, ни однозначных ответов…
Зато в романе нет заранее оговоренных беспросветных злодеев и безупречных идеалистов. Или это всё же – к сожалению? Искренние рыцари перемен к лучшему способны не только совершать ошибки, но и превращаться в опасных исторических личностей. Ведь у людей обычно два основных стремления: власть, точнее, контроль над действующей в том или ином месте и времени, властью, и еще более глобальное желание переустройства всего, до чего можно дотянуться. Еще неизвестно, что хуже.
Итог: ценителям альтернативной истории и конспирологии книга придется по душе
Моя оценка: 9/10