Реализация


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Реализация утопии
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Реализация утопии

Статья написана 19 февраля 2016 г. 20:55

Реализация утопии и её смерть — насколько это разные и/или совместимые процессы?

В качестве модельного примера возьмём работу «Факап» М. Харитонова. Детализированный, проработанный, реалистичный параквел к произведениям Стругацких.

Тут несколько пространных цитат и социально-политических заметок о созданном мире

https://www.fantlab.ru/­­blogarticle34...

https://www.fantlab.ru/­­blogarticle34...

Убил ли он мечту — тем, что воплотил застойное общество 70-х на качественно новом уровне???

Разберемся.

Любая утопия — это условность. В тот момент, когда фантасты представляют себе будущее во всех подробностях — у них в головах получается программа политической партии или план построения коммунизма. Что уже не есть чистой фантастикой, а скорее алгоритмом действий. Поэтому утопист — как художник, рисующий еще не пойманное животное — чучела под руками нет, имеется лишь лапа, непонятно от кого взятая, потому приходится выбираться ракурс так, чтобы эта лапа представляла всё живое существо, и на картине оно казалось живым...

В этом смысле утопии Стругацких с попыткой показать нового человека и сконструировать новое общество — это воплощение идеала, достигнутое путем конструирования маловероятных ситуаций. Борьба лучшего с хорошим — как представления театра кабуки — сплошные условности, а декорациях которых может показаться логичным любой подвиг. Но читатель воспринимал это воплощение — и во многом верил в него — со своей позиции, со своего набора информации, методов.

Конкретное воплощение мечты с 1960-х отчаянно устарело, и уже не обманывает людей, как не обманывают сейчас ну совершенно никого декорации старых черно-белых фильмов.

И тут Харитонов взялся за «реалистичное конструирование» старых декораций, что немного напоминает генетическое программирование животного, с подгонкой организма под вид старого, диковинного чучела:

— смоделирована история мира, которая в нашем, современном представлении должна позволять возникнуть именно тому миру;

— рядом с ожившим организмом — поставил намеренно испачканное чучело: среди прочего он описал «новое общество», которое удалось, да удалось построить в Арканаре одному из коммунаров, отчему «Руматы Эсторского». Он массово ввел населению вирус, который лишал человека почти всех удовольствий — кроме счастья от исполнения своего долга. Как результат «Построенное на Авроре общество было крайне далеко от гуманистических идеалов. Например, все, кто обладал иммунитетом к модификатору, физически уничтожались. В первые же годы жизни. Как негодный биологический материал — они так и выражались. С другой стороны, больных и дряхлых стариков они выселяли из домов и отправляли в места, сильно напоминающие концентрационные лагеря. Практиковалась также трансплантация органов от неизлечимо больных, но ещё живых людей. Это делалось с их согласия. Но оно обычно следовало, так как все понимали, что долг умирающего состоит в том, чтобы не доставлять хлопот живущим и быть им полезным любым способом.» Ну и описания бывшего Аркана весьма узнаваемо «Небо над планетой было цвета свинца, моря на километр от берегов покрыты коркой застывшего мазута, а с неба лилась кислота. Потому что при построении технологической цивилизации товарищи случайно грохнули биосферу» — та самая планета и тот самый город, по развалинам которого ходил Лев Абалкин с воспитанником-голованом.

Перед нами детализация мечты. Читатель видит куклу глазами юноши, который попал в кукольный театр после десятилетнего перерыва. Он помнит чудовищ и героев — но теперь замечает мишуру. А рядом с куклой ставит небольшой робот, который совсем не чудовище, просто куда достовернее его изображает...

Убийство ли это мечты?

Нельзя убить умершее. В чистом виде миры Стругацких теперь такая же футурологическая утопия, как «Звездные войны» — НФ-космоопера. Цикл романов и повестей о «Мире Полдня» — произведение искусства в своём, сложившемся поджанре, но без футурологического содержания. В самом лучшем случае это — ретрофутуризм.

Общество пошло дальше, как шло до того, оставляя за спиной утопии (мало кто сейчас захочет жить в детально воплощенном мире, описанным Томасом Мором), а отечественная фантастика — пока не смогла дать нового образа мира будущего, который был бы столь же хорош, проработан, признаваем как читателями, так и критиками...

И Харитонов сработал в жанре именно ретрофутуризма — но только с современными социально-циническими допущениями.

Перед нами образ не утопии, а высокого уровня жизни и более гармоничного устройства общества — то, что значительная часть населения бывшего Союза утратила. Общество «22-го века» стоит перед своим внутренним кризисом (который хорошо читается людьми, заставшими Перестройку — и очень напоминает самое начало 80-х). Это общество — получает много технологий «из будущего» — люди управляют биополями, дольше живут, живут куда здоровее — но сохранился и фанатизм, и лень никуда не делась, и за воротник закладывают к эпических объемах. Зло не ушло из душ, потому как интеллект исправно отыгрывает все варианты действий...

Но детализировав мир — и сделав мечту куда более «приземленной» — он шире открыл дверь для формирования новых утопий.

Пусть из-за своего цинизма он таковых и не напишет :)





205
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 февраля 2016 г. 15:22

цитата beskarss78

Пусть из-за своего цинизма он таковых и не напишет

Вот вы говорите «цинизм». Однако у Харитонова это скорее прагматизм. Он любит Стругацких, иначе бы не затевал создание столь гигантского романа-фанфика. Он настолько их любит, что готов отстаивать право на существование их внешне утопического мира своими прагматическими правками. Иной читатель, конечно, может увидеть тут попытку описать быт героев, как они там во время своего квеста писали и какали, как подмышкой чесали и чем у них по утрам пахло изо рта. Пусть. Кто желает видеть это — может видеть. Я вижу другое. Харитонов не визуализирует старый спектакль из своей юности, не реабилитирует просроченные пророчества — он просто расшифровывает Миф. Чистой воды криптоистория. И криптоистория весьма добротная.


⇑ Наверх