Составлена библиография Алексея Яковлевича Каплера — советского кинодраматурга, в 1966-1972 годы ведущего легендарной советской телевизионной передачи о кино «Кинопанорама», заслуженного деятеля искусств РСФСР (1969), лауреата Сталинской премии первой степени (1941).
Алексей Каплер прожил насыщенную событиями жизнь и излагать её в этом сообщении, об открытии его библиографии, фрагментарно, сухими биографическими данными — просто не хочется! Открывающая фантлабовскую страницу автора, биография в значительной мере сделана по эссе Юлии Друниной «Рыцарь непечального образа» — кто как не эта замечательная поэтесса мог так живо и с точно рассказать о своём любимом человеке!
Но особо надо сказать о том вкладе, который Алексей Каплер сделал в развитие фантастики в СССР. Он не написал ни одного литературного произведения, которое можно было бы отнести к фантастической литературе, но его вклад в развитие жанра невозможно переоценить: без него вряд ли был бы создан в том виде, в котором мы все его знаем сейчас, ставший классикой советской кинофантастики фильм «Человек-амфибия». Фильм, снятый во времена когда «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе» — так писала The New York Times.
И, необходимо заметить, что фильм (и, естественно, его сценарий) изобилует множеством отличий от книги-оригинала (подробнее это изложено здесь).
Иногда встречаются рассуждения, что Каплер был «пристёгнут» к сценарию «свадебным генералом», но можно смело утверждать, что без этого «генерала» — фильм не получил бы для запуска в производства и гораздо более скромный бюджет, чем он был изначально (и который всё равно перерасходовали, но получили доп.финансирование). В результате стоимость производства этого фильма перевалила за действительно уж фантастическую по тем временам сумму — миллион советских рублей, тогда как бюджет среднего советского фильма был около 400 тысяч рублей.
Кроме финансовых проблем при съёмках, уже после завершения всей работы над фильмом он почти год пролежал «на полке» из-за придирок чиновников, узревших в фильме некий идеологический подтекст — и Каплер предпринял немало усилий для его выхода на экраны страны. Но в итоге — фильм стал лидером проката 1962 года, его в течение года посмотрели в кинотеатрах 65,5 миллионов зрителей, а копии были успешно проданы в десятки стан мира. Министр культуры СССР Е.А. Фурцева, посмотрев картину, сказала: «Ваш фильм – лучший подарок министерству финансов». Фильм «Человек-амфибия» по посещаемости в кинотеатрах занимает 11-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
Примечание: в библиографии по умолчанию показываются в первую очередь даты написания произведений — они указаны серым цветом, чтобы увидеть даты публикации необходимо переключить сортировку. При этом при сортировке «по году написания» все сценарии (вне зависимости от того опубликованы они были или нет) видны единым блоком «Сценарии»; при переключении сортировки «по году издания» — неопубликованные сценарии автоматически переносятся в раздел «Неопубликованное».