После того, как студия «Квартет И» выпустила фильм «Быстрее, чем кролики», появился хор возмущенных зрителей, которые пели что-то вроде «будьте ближе к жизни! вся эта фантастичность, странность, фантасмагория... к чему они? зачем вам сюрреализм, если у вас замечательно получается именно кино «про жизнь»? про настоящее! про каждодневное!» Однако есть ощущение, что эти критики слегка забыли, что с самых первых спектаклей в творчестве «Квартета» очень силен элемент условности. Именно как бы происходящего на «как бы радио», а не на самом деле. И если на сцене этот элемент не так заметен, то в экранизациях становится более явен. Чего только стоят воображаемые немцы из «О чем говорят мужчины», которые кочуют из детских представлений одного персонажа в сны другого, по дороге невзначай заглянув в реальность. Банальной же реальности в их фильмах примерно столько, сколько нужно для создания убедительных психологически достоверных образов. А символики, гиперболизации, бытового сюрреализма и фантэлемента — чем дальше, тем больше.
Завтра на экраны выходит «День выборов-2»: на первый взгляд, творческая группа прислушалась к пожеланиям зрителей, желающих «настоящей жизни» и сняла фильм, ни на йоту не заступающий за грань реальности. Ни немцев, ни материализации мыслей, ни даже какого-нибудь завалящего странного наркомана в костюме кролика. Но это только на первый взгляд...
Если копнуть поглубже, то второй «День выборов» — это «Замок» Кафки, только наоборот. Если несчастный землемер на протяжении всей книги путался в абсурдных разговорах, блуждал в негостеприимном пространстве (которое его не пускало в замок), то все герои фильма существуют в разноцветном, ярком, лубочном счастливом сюрреализме, который приводит к успеху вне зависимости от действий.
По сути, весь фильм — это материализация народных баек в духе «вышел как-то мужик из дома вынести мусор и...», «зло обязательно должно быть наказано, потому что так бывает во всех сказках», «имей перед начальством вид лихой и придурковатый, тогда...» и так далее. Работает самый натуральный канон волшебной сказки по Проппу. Герои, антагонисты, испытания, вмешательство высших сил и так далее. Добиться популярности для кандидата, который совершил все, чтобы эту самую популярность угробить? А что, хорошее поле для подвигов. И интонация повествования такова, что с самых первых кадров зритель понимает — в итоге все будет хорошо. Пирком да за свадебку, или какой там положительный финал может наступить после процесса выборов?
Создатели фильма, говоря о нем, называют себя продолжателями традиций Салтыкова-Щедрина, Гоголя и русской сатиры, однако если поскрести этот иронический пласт, под ним открываются бездны махрового кафкианского абсурда. В этом мире полностью нарушены причинно-следственные связи. Если в настоящем мире герой действует в каких-то предложенных обстоятельствах, то здесь обстоятельства подстраиваются под героя, причем постфактум. Все равно что землемер приехал бы к замку, а ему сказали: «Здравствуйте, вы наш король!»
Особенно явно на нереальность происходящего намекает картинка (свет и цвета). Она сильно отличается от всех предыдущих фильмов «Квартета И». Очень ярко, разноцветно и лубочно. С контрастом, вывернутым на максимум, с городскими пейзажами, похожими на советские агит-плакаты (слишком чистый город, слишком мало людей, слишком счастливые лица и так далее). Отличная искусственная декорация для «как бы реальности».
Если говорить о перспективах фильма в прокате, то, кажется, его ждет серьезный успех. Он заметно сильнее двух предыдущих картин студии, вполне на уровне первого «Дня выборов» и «О чем говорят мужчины». Он очень смешной и, главное, добрый. Он притворяется «настоящей жизнью» и при этом играет на сокровенных желаниях зрителя — дает иллюзию, будто вот это противоречие «Вообще стало не совпадать: как хочется поступить и как правильно поступить. А хочется, чтобы было, как правильно, но хочется, чтобы было, как хочется...И что делать?!»(с, «О чем говорят мужчины») решено. Поступай, как знаешь, все равно в конце все будет хорошо! Как бы хорошо. Эдакая в доску абсурдная волшебная сказка, для вида обернутая в тонкую блестящую псевдо-реалистичность. Отлично сделанная. Пойду завтра, пожалуй, пересмотрю :)