Эпизод VII, тезисно и без спойлеров. Совершенно прекрасное кино. Очень викторианское (а Лукас себя называл викторианцем в одном интервью).
Кто смотрел «Евангелион 3.33», тот поймет, а кто не смотрел, извините, но тут тот же исходный зачин — и это, видимо, нормально для саг такого масштаба (их, в общем, раз-два и обчелся в нашем мире): все должно было быть хорошо, но внезапно все плохо и не так, как мы вчера еще смотрели, и то, что мы не понимаем, ПОЧЕМУ, добавляет интриги. Достигается это следующим образом:
1) нас бросают в новый мир неподготовленными (в этом смысле плывущие строки в начале — не самая удачная вещь, но традиция, что ж тут);
2) те, кто мог наладить мир, ушли неизвестно куда, потом прошло много времени — и то, что в прошлой серии было с нами въяве, вдруг оказывается легендариумом;
3) происходит смещение парадигмы им. Еськова: то, что вчера было всей вселенной, сегодня — лишь уголок ее.
И, да, «Пробуждению Силы» можно много что вменить, но, вы понимаете, бессмысленно — отмазки возникают сами собой. Архаичность? Традиция киносерии. Формульность? Это «золотой век» НФ, он каноничен по определению, come on. Повторяемость, пусть и реверсивная (полуспойлер: кульминация эпизода VII отражает кульминацию первой лукасовской трилогии чуть менее, чем полностью)? А это смотря как посмотреть. Можно ведь сказать, что это архетипичность («Человек с тысячью лиц», ау!). Можно, что кармические законы, что в саге про дзэн-буддизм очень логично.
Кстати, я считаю, что стоит перестать притворяться и сказать уже: дзэн — вот главный герой «Звездных войн». Всегда был и всегда будет. Лукас вообще голова, несмотря ни на что, потому что (повторю) легко слабать гениальный арт из гениальных и идеально сочетающихся частей, а вот поди попробуй слабать гениальный арт из дешевого палпа, спиритуализма на грани нью-эйджа и абсолютной сказочности.
И так далее. Как обычно, оценка фильма — производная от выбора зрителя. Бывает, что фильм не оставляет выбора и приходится оценивать его плохо, но тут все обстоятельства позаботились о том, чтобы умный зритель оправдал что угодно. Главное — не иметь предвзятых идей, я считаю. Когда за протагониста дзэн-буддизм, иначе и нельзя — Будда не велел.